Вынужденная миграция.
Двойственность миграционной политики на мировом уровне заключается в том, что интересы международного сообщества или отдельных международных организаций могут входить в противоречие с национальными интересами отдельных государств.
Создание различных международных союзов между отдельными государствами, как правило, предусматривает и свободу передвижения граждан этих государств через их государственные границы, создание так называемых «прозрачных границ». Ярким примером такого союза может быть Европейское сообщество из 15 стран, граждане которых могут свободно передвигаться через их границы с различными целями и на разные сроки в соответствии с Шенгенским соглашением 1985 г., которое стало поворотным моментом в исчезновении между странами его подписавших всяческих преград на пути движения капиталов, товаров и людей. Причем среди последних могут быть и граждане «третьих» стран, получивших визу на въезд любого из государств Шенгенского Соглашения.
Двойственный характер миграционной политики на этом уровне выражается в двух аспектах. Медков В.М. Демография. Учебное пособие. М.,2003г. С. 228
Первый состоит в том, что интересы и задачи Союза в целом могут противоречить и не совпадать с интересами его отдельных государств.
Второй аспект заключается в том, что современная миграционная политика развитых стран мира все более определяется прямо противоположными тенденциями: с одной стороны, начиная с 1974 г. идет постоянное ужесточение этой политики по отношению к мигрантам из «третьих» стран. С другой стороны, происходит ее дальнейшая либерализация, появление все более «прозрачных границ» в рамках международных региональных союзов.
4.2.Экономические мотивы миграции.
Стремление к экономическому благополучию было и остается причиной наиболее массовых и устойчивых миграционных потоков. В принципе легальной иммиграцией легко управлять в том примерно смысле, как нетрудно регулировать импорт того или иного востребованного на внутреннем рынке товара путем запретов, льгот и преференций. Это не означает, что таким образом наверняка снизится число нерезидентов, поскольку иммиграция может перетечь в нелегальные формы. Причем разумный горизонт прогнозирования здесь ближе к экономическим, чем к демографическим, показателям. Вполне разумно допущение, что потенциальные мигранты сравнивают ожидаемую полезность дохода в странах выезда и въезда. Модель имеет смысл, только если принимать во внимание огромное разнообразие индивидуальных ожиданий, сильно разнящихся в зависимости от возраста, образования, квалификации, имущественного состояния. С одной стороны, даже относительно простые модели, где условные потенциальные мигранты сопоставляют дисконтированные реальные доходы и доступность их источников на родине и за рубежом, могут в значительной степени искажать реальность, которая обычно характеризуется дефицитом информации и навыков ее интерпретации. С другой стороны, не всякий перепад доходов создает достаточный мотив для трудовой миграции. Люди руководствуются далеко не только экономическими соображениями: привычная культурная среда, в особенности родной язык, с детства знакомый образ жизни, родственные связи, друзья - эти важнейшие, но не выражающиеся в цифрах факторы сдерживания могут уравновешивать экономические мотивы выталкивания. Поэтому миграционные потоки между странами часто сходят на нет по достижении некоторого абсолютного порога благосостояния и задолго до полного выравнивания экономических уровней стран выезда и въезда. Эмпирические исследования установили, что поток трудовых мигрантов из Южной Европы в Западную иссяк в 2000-е, когда в Италии, Испании, Португалии и Греции валовой внутренний продукт (ВВП) достиг 4 тысяч долларов на душу населения. Нетто-миграция между странами - членами Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) снижается, когда различия в ВВП на душу населения между ними сокращаются до 50 %.Однако сумма миграционных потоков в мировом масштабе отнюдь не убывает. Колоссальные перепады экономических, политических и социальных условий по-прежнему формируют огромный резерв желающих переселиться туда, где лучше. Хотя географическое местонахождение, как центров выталкивания, так и центров притяжения мигрантов меняется, трудно представить себе, что в обозримом будущем экономические условия в мире выровняются настолько, чтобы трудовая миграция совсем иссякла. Скорее наоборот, неравномерность экономического развития усилится, а глобальное информационное поле будет все настойчивее и доходчивее формировать миграционные установки. В странах-реципиентах иммиграция позволяет удовлетворять спрос на труд, заполняя нижний этаж социальной пирамиды, способствует восходящей социальной мобильности «своих», снижая цену труда, повышает прибыли предпринимателей и конкурентоспособность национальной экономики.