Политика макроэкономической стабильности
Рыночная экономима, является нестабильной экономической системой, она не может обеспечить устойчивое экономическое равновесие и развитие; следствие занятость и цены колеблются. Поэтому государство проводит политику макроэкономической стабильности, целью которой является помощь экономике в достижении полной занятости и стабильного уровня цен. Используется фискальная и денежно – кредитная политика.
Под фискальной (бюджетно-налоговой) политикой государства понимается система регулирования экономики средством государственных расходов и налогов, то есть она сводится к манипулированию налогами и государственными расходами.
Выделяют следующие цели фискальной политики:
· сглаживание колебаний экономического цикла;
· обеспечение устойчивого экономического роста;
· достижение высокого уровня занятости при умеренных темпах инфляции.
Общая фискальная политика подразделяется на два типа: дискреционная и недискреционная (автоматическая) фискальная политика.
Дискреционная фискальная политика вызвана сознательными решениями правительства в области государственных расходов и налогов с целью воздействия на реальный объём национального дохода, занятость и инфляцию. В этом случае обычно принимают новые законы.
Основными инструментами дискреционной политики выступают:
а) изменение ставок налога обложения;
б) проекты общественных работ;
в) трудоустройство населения.
Это активная фискальная политика государства.
Дискреционная фискальная политика осуществляется в целях сглаживания экономического цикла, бывает двух видов:
1. Экспансионистская (стимулирующая) связана с увеличением государственных расходов и снижением налогов или сочетанием этих мер (так как мультипликационный эффект от государственных расходов больше, чем от снижения налогов). В краткосрочном периоде такая политика сокращает спад производства за счёт дефицитного финансирования.
2. Рестрикционная (контрактивная), или сдерживающая, связана с увеличением налогов и снижением государственных расходов или сочитаем эти меры, чтобы ограничить инфляционный рост экономики.
Недискреционная (автоматическая) фискальная политика не требует специальных решений правительства, так как основана на действии встроенных стабилизаторов, которые приводят к автоматическому изменению налоговых поступлений в государственный бюджет и государственных расходов. Это пассивная фискальная политика.
Встроенный автоматический стабилизатор – это экономический механизм, автоматически реагирующий на изменение экономической конъюнктуры.
Встроенные (автоматические) стабилизаторы поддерживают экономическую стабильность на основе саморегуляции. В качестве встроенных стабилизаторов выступают: прогрессивный подоходный налог, пособие по безработице, пособие по бедности, субсидии фермерам, а также система участия в прибылях. При помощи встроенных стабилизаторов в зависимости от экономической конъюнктуры изменяются налоговые поступления и государственные трансферты, таким образом они сглаживают циклические колебания, но не устраняют их. В период спада встроенные стабилизаторы приводят к уменьшению налоговых поступлений в государственный бюджет, росту социальных выплат и дефициту государственного бюджета. В период подъёма происходит обратный процесс.
Кредитно – денежная политика – это важнейшая составная часть макроэкономической политики, нацеленная на достижение ряда общеэкономических задач. Она представляет собой совокупность государственных мероприятий в области кредитно – денежной системы.
Кредитно – денежная политика осуществляется посредствам специфических инструментов и реализует определённые цели.
Выделяют конечные и промежуточные цели.
Конечные цели. К ним относятся:
а. быстрый рост реального валового внутреннего продукта;
б. низкий уровень безработицы;
в. стабильные цены;
г. устойчивый платёжный баланс.
Конечные цели осуществляются кредитно – денежной политикой, которая наравне с фискальной, валютной, внешнеторговой и другими видами политики, является важным направлением экономической политики государства.
Промежуточные цели. К ним относят:
а. денежную массу;