Планирование товарооборота предприятия
∆Тi – прирост товарооборота по i-му товару в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, %;
∆Т – прирост общего объема товарооборота торгового предприятия в отчетном году по сравнению с предшествующим годом, %.
Коэффициент эластичности показывает, на сколько процентов изменяется товарооборот по i-й товарной группе при изменении общего объема товарооборота торгового предприятия на 1%. При этом чем крупнее берутся товарные группы, тем надежнее расчеты.
3. Для расчета структуры товарооборота торгового предприятия могут быть использованы различные экономико-математические модели, основными из которых являются трендовая, авторегрессионная и факторная, где в качестве фактора выступает общий объем товарооборота.
Все рассмотренные методы предполагают расчет товарооборота по каждой товарной группе в отдельности с последующим выходом на общий объем планируемого товарооборота. Однако такой потоварный расчет структуры товарооборота имеет ряд недостатков.
Во-первых, результат, полученный суммированием рассчитанных товарооборотов по товарным группам, может не совпадать с определенным ранее общим объемом, что требует ввода поправочных коэффициентов. Во-вторых, рассмотренные методы не позволяют учесть взаимозаменяемость отдельных товаров, однородных или близких по своему потребительскому назначению.
4. Для устранения отмеченных недостатков может быть использована одна из разновидностей метода экономико-математического моделирования — поэтапный метод планирования структуры товарооборота. При этом исходят из того, что наибольшей устойчивостью и достоверностью обладают расчеты по большим группам товаров. Поэтому более правильным будет переход от расчета товарооборота по большим товарным группам к расчету более мелких, вплоть до отдельного товара.
При расчете структуры товарооборота поэтапным методом возникает необходимость разбить всю массу товаров на ряд товарных групп. В эти группы следует объединять товары, идентичные по своему качественному составу, биологическим свойствам, способу потребления, роду удовлетворяемых потребностей, а также взаимозаменяемые и взаимодополняющие товары.
На первом этапе выделяются продовольственные и непродовольственные товары. Затем из продовольственных и непродовольственных товаров выделяется ряд укрупненных товарных групп (на этом этапе могут быть сразу же выделены и некоторые самостоятельные товары, не входящие ни в одну укрупненную группу, например, табачные изделия, чай, соль и др.). Среди продовольственных товаров, например, могут быть выделены следующие укрупненные группы, включающие товары, родственные по биологическим свойствам и характеру удовлетворяемых потребностей:
– продукты животного происхождения;
– сахар и кондитерские изделия;
– хлебопродукты;
– овощи, фрукты;
– алкогольные и безалкогольные напитки.
Среди непродовольственных товаров можно выделить следующие укрупненные группы товаров:
– предметы одежды (включая ткани и обувь);
– товары культурно-бытового и хозяйственного обихода;
– предметы санитарии и гигиены;
– галантерейные товары;
– прочие непродовольственные товары.
На следующем этапе каждую из этих укрупненных товарных групп следует разбить на более мелкие подгруппы, в которые целесообразно включать товары, более тесно связанные между собой признаками взаимозаменяемости, сопряженности и т.п. Например, укрупненная группа продуктов животного происхождения может быть разбита на следующие отдельные подгруппы товаров: мясопродукты, рыбопродукты, жиры, молочные продукты.
Аналогичным способом разбиваются и укрупненные группы непродовольственных товаров. Так, укрупненная группа предметов одежды может быть разбита на ткани, одежду и белье, трикотажные изделия, обувь. Такое последовательное разукрупнение товарных групп, в конечном счете, приводит к выделению отдельных конкретных товаров.
Поскольку в представленных моделях в качестве аргумента каждый раз используется товарооборот по более крупной группе товаров, вплоть до общего объема товарооборота торгового предприятия, то это позволяет при планировании оборота по конкретному товару учесть факторы, не только определяющие тенденцию реализации данного товара, но и влияющие на общий объем товарооборота, что значительно уточняет расчет структуры оборота.