Планирование товарооборота предприятия
Перед процессом управления и планирования товарооборота стоят следующие важнейшие задачи:
1. Увязка темпов развития товарооборота с развитием регионального потребительского рынка и изменениями его конъюнктуры.
2. Планирование объема реализации товаров, обеспечивающего получение предприятием необходимой суммы прибыли.
3. Обеспечение в процессе планирования товарооборота эффективного использования имеющегося ресурсного потенциала.
4. Обеспечение планирования структуры товарооборота, в наибольшей степени отвечающей структуре спроса обслуживаемых контингентов покупателей.
5. Планирование объема и структуры поступления товаров и суммы товарных запасов, обеспечивающих ритмичную работу торгового предприятия и устойчивость ассортимента товаров в его пунктах продажи.
С учетом основной цели и задач строится система управления товарооборотом на предприятии, определяется конкретное содержание этого управления и последовательность его осуществления:
1. Оценка и прогнозирование конъюнктуры потребительского рынка;
2. Планирование объема и структуры реализации товаров;
3. Нормирование и планирование товарных запасов;
4. Планирование поступления и закупки товаров.
В связи с циклическим развитием и постоянной изменчивостью потребительского рынка необходимо систематически изучать его конъюнктуру в разрезе отдельных видов и сегментов с тем, чтобы сформировать эффективную политику управления товарооборотом и определять возможности развития его объема и структуры.
Изучение конъюнктуры потребительского рынка в процессе управления товарооборотом торгового предприятия охватывает следующие три этапа:
1. Текущее наблюдение за рыночной активностью требует формирования целенаправленной системы показателей, характеризующих отдельные его элементы.
Среди этих показателей особое внимание должно быть уделено динамике объема розничного товарооборота в регионе в разрезе отдельных групп товаров ( этот показатель отражается статистикой ); динамике среднего уровня цен и размера ценового диапазона по наблюдаемым товарам; изменению числа пунктов продажи данного товара в регионе и некоторым другим.
2. Оценка текущей конъюнктуры потребительского рынка осуществляется в процессе анализа, основная цель которого состоит в выявлении особенностей конкретных изменений, которые происходят на них в момент наблюдения по сравнению с предшествующим периодом.
3. Прогнозирование конъюнктуры потребительского рынка. В условиях нестабильности экономического развития страны, отсутствия достоверной информации и по ряду других причин прогнозирование конъюнктуры ограничивается в настоящее время краткосрочным и среднесрочным периодом, что вполне достаточно для целей планирования товарооборота.
Это прогнозирование осуществляется обычно двумя основными методами: факторным и трендовым.
1. Факторный метод прогнозирования конъюнктуры основан на изучении отдельных факторов, влияющих на спрос, предложение, цены и конкуренцию на рынке конкретного товара, и определении возможного изменения этих факторов в предстоящем периоде.
2. Трендовый метод прогнозирования конъюнктуры основан на распространении выявленной в процессе ранее проведенной оценки конъюнктурной тенденции на предстоящий период.
Планирование объема и структуры реализации товаров представляет наиболее ответственный этап в системе экономического управления товарооборотом. Это объясняется высокой ролью этих показателей в системе планов экономического и финансового развития предприятия.
Задачей планирования является уточнение этого задания с учетом хода выполнения плана товарооборота за предшествующие периоды, намечаемых товарных ресурсов, особенностей развития спроса. Основой для разработки плана является задание, предусмотренное на предстоящий год пятилетним планом.
Исходной информацией для планирования розничного товарооборота служат данные о развитии сельскохозяйственного производства и производства товаров народного потребления; сведения о численности, социально-экономическом, половозрастном составе, темпах воспроизводства населения, количестве городских и сельских жителей; данные об источниках, размерах, темпах роста реальных и денежных доходов населения, о росте его покупательных фондов; сведения об индексах розничных цен; данные о товарных запасах и прогнозы спроса; положение с производством продуктов в личном подсобном хозяйстве; рациональные нормы потребления и др.
Процесс планирования объема и структуры реализации товаров на предприятиях торговли осуществляется в разрезе отдельных этапов, основные из которых перечислены ниже.
1. Выбор приоритетных целей развития товарооборота на предприятии.
Планируя объем и структуру реализации товаров, можно исходить из различных целевых установок развития товарооборота на данном торговом предприятии.
Основными из этих целей являются:
а) достижение показателей товарооборота, в максимальной степени учитывающих возможности данного сегмента потребительского рынка и предстоящих изменений его конъюнктуры;