Товарооборот: сущность, виды, характеристика
На практике в розничный товарооборот включается также продажа из торговой сети товаров учреждениям, организациям, предприятиям для коллективного потребления или текущих хозяйственных нужд, но не для производственного потребления.
Удовлетворение потребностей населения через коллективные формы потребления (санатории и дома отдыха, школы - интернаты, училища, школа фабрично-заводского обучения, детские сады и ясли, дома для престарелых) в продовольственных товарах осуществляется путем продажи товаров в торговых предприятиях, через розничный товарооборот.
Посредством розничного товарооборота получают свое общественное признание стоимость и потребительная стоимость товаров народного потребления. Динамика розничного товарооборота отражает уровень и рост материального благосостояния народа.
Розничный товарооборот является важным звеном в общем процессе осуществления требований экономического закона распределения по труду. Денежные доходы отдельных членов общества, полученные в соответствии с количеством и качеством затраченного труда, обмениваются через розничный товарооборот на потребляемые товары.
Розничный товарооборот существенно влияет на денежное обращение в стране и устойчивость валюты, поскольку обращение наличных денег связано главным образом с обслуживанием розничного товарооборота.
Под товарной структурой товарооборота понимается распределение отдельных продуктов и услуг в общем объеме их продажи, выраженное относительными величинами: удельным весом (долей) товара и коэффициентом соотношения товаров.
Розничный товарооборот характеризует процесс движения товаров посредством актов купли-продажи. Его можно рассматривать как результат деятельности предприятия торговли, как его экономический эффект, а в социально-экономическом аспекте – как показатель товарного обеспечения населения, характеризующий уровень жизни населения.
Развитие розничного товарооборота должно быть тесно увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считается такое соотношение в развитии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического регулирования товарооборота.
Первая модель стратегического регулирования розничного товарооборота обеспечивает сбалансированность спроса и предложения товаров. Это становится возможным при следующем условии:
Iн >1т >1тз >1с , (1.1)
где: 1н – индекс роста поступления товаров;
1т – индекс роста объема товарооборота;
Iтз – индекс роста суммы товарных запасов;
1с – индекс роста объема спроса населения.
Вторая модель стратегического регулирования розничного товарооборота обеспечивает повышение эффективности хозяйственной деятельности торгового предприятия. Это достигается при условии:
I пр >1т>1фот >1ч, (1.2)
где: 1пр – индекс роста массы прибыли;
Iт – индекс роста объема товарооборота;
1фот – индекс роста фонда оплаты труда;
1ч – индекс роста численности работников.
Или:
IР >1ПТ>1З >, (1.3)
где: 1р – индекс роста уровня рентабельности (в % к обороту);
1ПТ – индекс роста производительности труда одного работника;
13 – индекс роста средней заработной платы одного работника.
2.
Оптовый товарооборот – это продажа товаров торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти товары либо для последующей реализации, либо для производственного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения хозяйственных нужд.