Товарооборот: сущность, виды, характеристика

На практике в розничный товарооборот включается также продажа из торговой сети товаров учреждениям, организациям, пред­приятиям для коллективного потребления или текущих хозяйственных нужд, но не для производственного потребления.

Удовлетворение потребностей населения через коллективные фор­мы потребления (санатории и дома отдыха, школы - интернаты, учи­лища, школа фабрично-заводского обучения, детские сады и ясли, дома для престарелых) в продовольственных товарах осуществляется путем продажи товаров в торговых предприятиях, через розничный товарооборот.

Посредством розничного товарооборота получают свое общественное признание стоимость и потребительная стоимость товаров народного по­требления. Динамика розничного товарооборота отражает уровень и рост материального благосостояния народа.

Розничный товарооборот является важным звеном в общем процессе осуществления требований экономического закона распределения по труду. Денежные доходы отдельных членов общества, полученные в соответст­вии с количеством и качеством затраченного труда, обмениваются через розничный товарооборот на потребляемые товары.

Розничный товарооборот существенно влияет на денежное обраще­ние в стране и устойчивость валюты, поскольку обращение наличных денег связано главным образом с обслуживанием розничного товарооборота.

Под товарной структурой товарооборота понимается распределение отдельных продуктов и услуг в общем объеме их продажи, выраженное относительными величинами: удельным весом (долей) товара и коэффициентом соотношения товаров.

Розничный товарооборот характеризует процесс движения товаров посредством актов купли-продажи. Его можно рассматривать как результат деятельности предприятия торговли, как его экономический эффект, а в социально-экономическом аспекте – как показатель товарного обеспечения населения, характеризующий уровень жизни населения.

Развитие розничного товарооборота должно быть тес­но увязано с такими экономическими показателями, как спрос, поступление товаров, товарные запасы, прибыль, численность работников, расходы на оплату труда. При этом оптимальным считается такое соотношение в разви­тии этих показателей, которое представлено в моделях стратегического регулирования товарооборота.

Первая модель стратегического регулирования рознич­ного товарооборота обеспечивает сбалансированность спро­са и предложения товаров. Это становится возможным при следующем условии:

Iн >1т >1тз >1с , (1.1)

где: 1н – индекс роста поступления товаров;

1т – индекс роста объема товарооборота;

Iтз – индекс роста суммы товарных запасов;

1с – индекс роста объема спроса населения.

Вторая модель стратегического регулирования рознич­ного товарооборота обеспечивает повышение эффективнос­ти хозяйственной деятельности торгового предприятия. Это достигается при условии:

I пр >1т>1фот >1ч, (1.2)

где: 1пр – индекс роста массы прибыли;

Iт – индекс роста объема товарооборота;

1фот – индекс роста фонда оплаты труда;

1ч – индекс роста численности работников.

Или:

IР >1ПТ>1З >, (1.3)

где: 1р – индекс роста уровня рентабельности (в % к обо­роту);

1ПТ – индекс роста производительности труда одного работника;

13 – индекс роста средней заработной платы одного работника.

2.

Оптовый товарооборот – это продажа товаров торговыми предприятиями другим предприятиям, использующим эти товары либо для последующей реализации, либо для производственного потребления в качестве сырья и материалов, либо для материального обеспечения хозяйственных нужд.

Перейти на страницу: 1 2 3 4