Товарооборот: сущность, виды, характеристика
Количественная характеристика товарооборота – объем реализации в денежном исчислении, качественная – связана со структурой товарооборота. Структура (или ассортиментный состав) товарооборота – это доля отдельных товарных групп в общем объеме реализации.
Состав розничного товарооборота классифицируют по видам продаж:
– стоимость проданных населению потребительских товаров:
а) за наличный расчет;
б) по кредитным карточкам;
в) по расчетным чекам банков;
г) по перечислениям со счетов вкладчиков (что также учитывается как продажа за наличный расчет);
– стоимость товаров, проданных по почте с оплатой по безналичному расчету (по моменту сдачи посылки отделению связи);
– стоимость товаров, проданных в кредит (по моменту отпуска товаров покупателю) – в объеме полной стоимости товара;
– стоимость товаров, сданных на комиссию (по моменту продажи) — в объеме комиссионных вознаграждений, если торговое предприятие не является собственником товаров; в размере полной стоимости, если торговое предприятие является собственником товаров;
– стоимость проданных по образцам товаров длительного пользования (по времени выписки счета-фактуры и доставки покупателю независимо от времени фактической оплаты товара покупателем);
– полная стоимость товаров, проданных отдельным категориям населения со скидкой (лекарственных средств, топлива и т.п.);
– стоимость проданных по подписке печатных изданий (по моменту выписки счета без учета стоимости доставки);
– стоимость упаковки, имеющей продажную цену, не входящую в цену товара;
– стоимость проданной порожней тары.
– продажа товаров (как непродовольственных, так и продовольственных) по безналичному расчету организациям социальной сферы (больницам, школам, детским садам и другим);
Не включается в оборот розничной торговли:
– стоимость проданных товаров, не выдержавших гарантийных сроков службы;
– стоимость проездных билетов, талонов на все виды транспорта.
– стоимость спецодежды, выданной своим работникам;
– продажа товаров спец. потребителям (милиции, военным организациям и другие).
Что же касается работ, связанных с оказанием населению различного рода услуг (парикмахерскими, фотографиями, прачечными и т.п.), то это не входит в состав розничного товарооборота, так как не выражает отношений реализации товаров или увеличение их стоимости.
Оборот розничной торговли учитывается в розничных ценах — фактических продажных ценах, включающих торговую наценку, налог на добавленную стоимость, акциз и налог с продаж.
В рыночных условиях хозяйствования экономическое значение показателя розничного товарооборота вытекает из тех задач, для решения которых он вычисляется.
Розничный товарооборот может быть использован для характеристики эффективности использования ресурсов предприятия и общей суммы затрат на реализацию товаров. Поскольку товарооборот является показателем, отражающим важнейший конечный результат хозяйственной деятельности торгового предприятия, то его сопоставление с величиной затраченных ресурсов (трудовых, материальных, финансовых) даст представление об эффективности их использования, так как в обобщенном виде показатель эффективности есть соотношение результата и затрат.
Розничный товарооборот может быть использован для расчета трудоемкости, фондоемкости, затратоемкости, капиталоемкости ресурсов. С помощью этих показателей можно в первом приближении определить потребность предприятия в дополнительных ресурсах для обеспечения прироста товарооборота. Необходимо четко различать такие понятия, как состав и величина товарооборота: состав складывается из различных видов продаж, а величина — из сумм торговой выручки, сданной в банк или кассу, объема мелкооптовых продаж (по безналичному расчету), расходов, произведенных за счет кассовой выручки (по документам).