Российский рынок труда
В.А. Каменецкий утверждает, что если бы экономическая наука "спустилась на Землю", признав, что товара "рабочая сила" не существует, то в жизни никаких изменений не произойдет, в отличие от исчезновения таких товаров, как хлеб, мясо или любого другого. Действительно, без товаров первой необходимости существование человека недопустимо. Но эти товары во многом не дары природы, а результат трудовой деятельности человека. Человек тем и отличается от животного, что обладает не только трудовыми навыками, но и интеллектом и умеет им правильно пользоваться. Становится понятным, что полемика в отношении правильности использования термина "рабочая сила" и ее товарности закончится нескоро.
Выяснив, что четыре подхода к определению рынка труда не являются диаметрально противоположными, а представляют собой различные грани, проведем дальнейшее исследование особенностей функционирования рынка труда посредством выявления его отличий от других ресурсных рынков. Результаты исследования отображены в таблице 2.1.
Таблица 2.1 - Особенности функционирования рынка труда, отличающие его от других рынков ресурсов
Признаки рынка |
Особенности ринка труда |
Выявленные отличия рынка труда |
1. Существует реальный товар |
1. На рынке труда четко не определен товар, который его характеризует, и дискуссии по его выявлению продолжаются до сих пор |
1. Товарность имеет рабочая сила |
2. Товар - это продаваемое и покупаемое благо, отчуждаемый объект собственности, который одна группа участников продает другой |
2. Представить отдельно существующий товар на рынке труда нельзя. Собственником и носителем рабочей силы выступает наемный работник. В процессе использования рабочей силы она не меняет своего собственника, не уничтожается и не преобразовывается в другой вид ресурса, а лишь качественно меняет свои свойства |
2. На рынке труда отношения его субъектов отличаются большей продолжительностью. Отчуждение и присвоение рабочей силы происходит через функции рабочей силы |
3. На рынке присутствуют продавцы и покупатели товара |
3. Отношения представлены наемными работниками и работодателями, имеющими условное сходство с покупателями и продавцами |
3. Продавцами на рынке труда выступают наемные работники, предлагающие свою рабочую силу. Покупателями являются работодатели в лице государства и предпринимателей |
4. Существует желание, потребность и необходимость купли-продажи товара |
4. Сделка наемного работника и работодателя не может однозначно гарантировать ожидаемые результаты совместной трудовой деятельности |
4. Контрактное поведение агентов рынка труда позволяет рассматривать их отношение как возможно оппортунистическое |
5. Любая купля- продажа товара сопровождается денежной формой оплаты |
5. Формой оплаты рабочей силы выступает заработная плата |
5. Существует преобладание субъективных факторов в ценообразовании. Как правило, цены здесь монопольно низкие, в большинстве случаев ниже стоимости рабочей силы |
6. Рынок выступает совокупностью формально и реально равных отношений |
6. На рынке труда отношения между наемными работниками и предпринимателями представляются юридически равными, а экономически |
6. Рынок труда менее гибкий, чем любой другой обычный рынок. Рынок труда чаще всего деформирован |