Объективная необходимость и особенности государственного регулирования переходной экономики
Отказ от государственного регулирования и контроля в условиях рынка противоречит самим участникам последнего, поскольку лишь государство обладает по отношению ко всем без исключения субъектам экономики пол-. номочиями, достаточными для поддержания общих правил ведения хозяйственной деятельности. Экономическая роль государства реализуется в совокупности конкретных видов деятельности (функций). Их можно выделять по виду (цели) деятельности, по используемым средствам (источникам функционирования), по характеру мер (экономические и административные), по объему действия (вся экономика или ее сфера, долговременные и кратковременные) и т.д. При этом надо заметить, что вопрос о функциях государства в рыночной экономике является достаточно дискуссионным. Так, например, Самуэльсон П. и Нордхауз В. выделяют в рыночной экономике следующие функции государства:
- создание правовой основы;
- проведение политики макроэкономической стабилизации;
- воздействие на распределение и размещение ресурсов (средств производства и рабочей силы) с целью повышения эффективности;
- осуществление программ распределения и перераспределения доходов, призванных ослабить или устранить негативные социальные последствия рынка, решать общенациональные задачи в области здравоохранения, образования, социального обеспечения, демографического развития и т.д.
В докладе Института экономики РАН «Роль государства в становлении. и регулировании рыночной экономики» к функциям государства в современных условиях относят такие, как:
- разработка и осуществление стратегии социально-экономического развития страны, структурно-технологических и институциональных преобразований, места и роли страны в системе экономических отношений;
- обеспечение социальной ориентации рыночной экономики;
- целенаправленное формирование государственного сектора экономики;
- участие в ключевых, структурно-технологических программах;
- распределение и перераспределение значительной части ВВП;
- развитие и укрепление общефедеративных начал в регулировании экономических и социальных процессов;
- проведение общих законодательных и правовых предпосылок, своего А рода правил игры для субъектов рыночной экономики, прерогатив федеральных, региональных органов и местного самоуправления.1
Анализ приведенного перечня показывает, что здесь произошло, в определенной мере, смешение функций и целей. Функция, как известно, есть «внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений» . Кроме того, в докладе отождествляются функции общего, особенного и единичного порядков. Мы же рассматриваем функции государства, характерные для этапа трансформации экономики. Конечно, функции государства охватывают практически весь спектр экономических взаимоотношений в любом обществе прямо или опосредовано, независимо от того, какую страну мы будем рассматривать: Россию или США, Францию или Канаду. Однако в данном случае мы имеем дело с экономикой переходного периода, и здесь, очевидно, появляются новые особенные экономические функции государства.