Объективная необходимость и особенности государственного регулирования переходной экономики
Таким образом, государственное регулирование является закономерным следствием развития экономики и общества в целом и в настоящее время есть неотъемлемая часть функционирования экономической системы, а государство является одним из важнейших участников любой хозяйственной деятельности.
В этой связи, как нам представляется, с самого начала рыночных преобразований в России был допущен серьезный методологический просчет, поскольку роль государственного регулирования была сведена к минимуму, а сами преобразования отданы во власть рыночной стихии. При этом совершенно не учитывались особенности нашей страны и ее экономики. В России в течение десятков лет низко рентабельные и капиталоемкие добывающие перерабатывающие предприятия всех отраслей народного хозяйства и промышленности находились в собственности государства. Кроме того, далеко не все функции, необходимые для естественного протекания воспроизводственных процессов и обеспечения полноценной жизни общества, как нами уже подчеркивалось, реализуются посредством рыночных отношений.
Вокруг государственного регулирования экономики постоянно ведутся теоретические дискуссии и политическая борьба. Чаще всего, спор идет не по поводу необходимости государственного регулирования экономики, а о его целесообразных масштабах, формах и эффективности. Этими проблемами активно занимались такие известные ученые-экономисты, как Смит А., Милль Дж., Кейнс Дж. и др. Под государственным регулированием экономики они понимали целенаправленный процесс воздействия государства на деятельность хозяйственных субъектов и рыночную конъюнктуру с целью обеспечения нормальных условий для функционирования рыночного механизма, решения социальных проблем.
Идеи, выдвинутые известным английским экономистом Кейнсом Дж.М., совершили переворот в классических воззрениях на рыночную экономику. Он доказал необходимость активного вмешательства государства в экономику с целью сглаживания рыночной стихии в условиях нестабильности экономического развития. Справедливым, на наш взгляд, является его утверждение о том, что система свободного рынка лишена внутреннего механизма, обеспечивающего макроэкономическое равновесие. В качестве основных принципов экономической политики государства выступают: а) брать на себя лишь то, что не способен осуществлять частный бизнес; б) государство не конкурирует с бизнесом, а только помогает ему; в) государство берет на себя убытки, чтобы обеспечить прибыль предприятиям. Оно стремится ограничивать собственную предпринимательскую деятельность и предпочитает содействовать накоплению капитала косвенным образом.
Вместе с тем, необходимость государственного регулирования рынка в целом не раз подвергалась сомнению. Доводы Смита А. убедили не всех экономистов XIX века, хотя в течение достаточно длительного времени имели сильное влияние на правительства и общественное мнение. Одновременно существовали и идеи Милля Дж. С.,1 которые заключались в том, что государство не должно вмешиваться в частный сектор, и труды Сисмонди С.2, Оуэна Р.3, которые не только стремились разработать теории, объясняющие то, что они наблюдали, но и предложить пути преобразования общества. То, что для Смита было достоинством, ими рассматривалось, как порок, и они отстаивали более значительную роль государства в контроле средств производства.