Фискальная политика
Ограничения на размер податей устанавливались еще в древние времена. При удушающих поборах крестьяне бросали земли, увеличивалось бродяжничество, возрастала преступность, сокращалась налоговая база.
В ХХ веке налоговая нагрузка на экономику стремительно возрастает. Если в начале столетия она составляла примерно 10% валового дохода, то сегодня поднялась уже до 40-50%.
Причины подобной динамики понятны. Объективную возможность представляют возросшие индустриальный потенциал и производительность труда, а необходимость увеличения налоговой нагрузки обусловлена потребностями государственного регулирования, расходами на оборону, возрастанием социальных выплат.
Существуют ли верхние пределы для налогов? В пользу определения налоговых пределов говорят бюджетные дефициты, зачастую связанные с неуплатами налогов, финансовые кризисы, распространение теневого (безналогового) бизнеса, ухудшение налоговой дисциплины и, в конечном счете, падение темпов экономического роста.
Высота верхнего предела может быть разной. Если рассматривать подоходные налоги, то здесь вырисовывается зависимость верхних пределов от уровней душевых национальных доходов, традиций, социально-политических факторов.
Экономисты, анализирующие налоговые пределы, исходят из корреляции между следующими процессами: снижение налогов ведет к росту располагаемого дохода и соответственно к увеличению предложения на рынках труда и капитала, к росту инвестиций. Результатом становится общий экономический подъем.
Налоговые поступления – главный источник доходов государственного бюджета. С этим нельзя не считаться. Но не следует забывать и того обстоятельства, что высокие налоги тормозят экономический рост. Они становятся убийственными для рыночной экономики, находящейся на стадии формирования.
Недобор налогов в России достаточно велик. Причины его можно систематизировать:
· неупорядоченная налоговая система;
· высокие налоговые ставки;
· недоверие к расходованию собранных денег;
· некачественная работа государственных учреждений существующих на средства налогоплательщиков.
Существует две основные формы уклонения от налогообложения:
· занятость в теневой экономике;
· недоплаты, бухгалтерские ухищрения по сокрытию доходов.
В рамках теневой экономики вырисовываются три группы операций, позволяющих уклоняться от налогов.
Если предприятие не зарегистрировано вообще, то есть, не поставлено на учет, не обязано представлять финансовую отчетность, неуплата налогов становится как бы естественной. Для осуществления деловых операций используют фиктивные документы, печати и прочее. Подобная деятельность является уголовно наказуемой.
Но достаточно часто теневые сделки проводятся легально действующими предприятиями. Эти операции не учитывает бухгалтерия, они разнообразны и тщательно скрываются (выплаты партнерам из неучтенных наличных средств, перемещение денежных средств в дочерние или партнерские фирмы). Широкое распространение получили расчеты векселями, которые выпускают сами фирмы или коммерческие банки. Предприятия, за которыми числились налоговые недоимки, стали расплачиваться с финансовыми органами посредством эмиссии подобных денежных суррогатов. Последствия оказались крайне неблагоприятными: происходили подрыв налоговой базы и, по сути дела, деградация расчетно-платежной сферы. Расчеты с налоговой службой в неденежной форме были прекращены в марте 1997 года. Но остаются бартерные операции, за которыми нередко скрывается теневой бизнес. Распространенным среди торгово-промышленных предприятий является сокрытие части оборота, то есть создание или реализация неучтенной продукции.