Фискальная политика
С давних пор фискальная политика отождествлялась с прямым государственным вмешательством в хозяйственную жизнь.
Главным ее содержанием является манипулирование доходами и расходами госбюджета. Возможности властных структур здесь достаточно широки, но не безграничны. Вместе с тем правительство принимает на себя ответственность за состояние экономики.
Рассмотрим некоторые результаты фискальной политики.
В теоретическом анализе исходным предполагается равновесие:
Сбережения (предложение денег) = Инвестиции (спрос на деньги)
Вместе с тем довольно часто возникает ситуация, когда Инвестиции меньше Сбережений. При депрессии, неустойчивости, неясных перспективах предприниматели не расположены к решительным действиям. Инвестиционные проекты остаются на бумаге.
Преобразуем вышеприведенное равенство, добавив к нему бюджетные переменные - Налоги и Государственные расходы.
Обратимся к Кейнсу. В его рассуждениях инвестиции играют роль экономического рычага. Если же инвестиции сокращаются, вслед за этим тормозится Экономический рост и падают совокупный спрос и занятость.
Повысить инвестиции за счет государственных средств можно, но это потребует увеличения налогового бремени или мобилизации оставшихся в пассиве сбережений либо сокращения прочих статей государственных расходов. Но увеличение налогов имеет отрицательный эффект, государственные расходы по другим статьям, как правило, трудно поддаются сокращению. А предложение кредитов путем мобилизации сбережений при вялом течении деловой конъюнктуры не склоняет предпринимателей к риску.
Рассмотрим проблему с традиционной точки зрения.
В ситуации, когда Сбережения больше Инвестиций, задача состоит в том, чтобы «разморозить» Сбережения и простимулировать Инвестиции.
Обычным является обращение к государственным займам. Но злоупотребление ими вызывает недоверие к ГКО и эффект отчуждения со стороны частных инвесторов.
Связь между госзаймами и расходами по обслуживанию долга и бюджетным дефицитом предполагает новое обращение к рынку капиталов. Но отнюдь не всегда использование этих средств является эффективным. Дефицит может быть вызван недопоступлением налогов в результате дезорганизованности хозяйства или спада конъюнктуры. И если отрицательное сальдо не превышает нескольких процентов, то, по мнению экспертов неоклассического направления, дополнительных мер проводить не стоит.
Этой концепции противостоит доктрина, согласно которой политические деятели самостоятельно определяют экономический курс, придерживаются его, оперативно реагируя на изменение условий.
То есть вопрос о том, какой должна быть экономическая политика не так прост. На экономику воздействуют через изменения государственных расходов и налогов, а также процентной ставки. Характер вмешательства различен, но даже при быстрой реакции со стороны фискальных органов она не успевает за ходом событий.
Налоговые поступления в бюджет зависят не только и даже не столько от ставки налога, сколько от налоговой базы. С ростом ставки достигается известный предел, после которого ее повышение сопровождается уже не увеличением, а сокращением производства, снижением налоговых поступлений.