Социальные аспекты госрегулирования
В Российской Федерации в 90-е гг. ХХ в., начале XXI в. стратегические цели социально-экономического развития и текущие задачи экономической жизни находятся в постоянном противоречии. Для достижений целей как перестройки (80-е гг.), так и радикального реформирования экономики требовалось повысить эффективность общественного производства. В 1992 г. Правительство РФ приняло решение резко ограничить вмешательство государства в функционирование народно-хозяйственного комплекса. С каждым годом в федеральном бюджете уменьшались расходы государства на развитие отраслей материального производства, что сделало бюджет России похожим на шагреневую кожу. Главной целью годовых бюджетов на протяжении 1992-1998 гг. являлась борьба с инфляцией, и решалось это в основном путем наращивания сначала внутреннего, а с 1994 г. – внешнего долга. На наш взгляд, Россия не имеет устойчивых ориентиров развития национального хозяйства, и глобальный экономический кризис 1998 г. стал отражением этих негативных процессов.
На протяжении 1994-1998 гг. государственное регулирование экономики России было лишь декларативным. Во многом оно было обусловлено высокой долей государственной и муниципальной собственности, которая сохранилась даже после тотальной ускоренной приватизации.
Радикальная экономическая реформа получила наибольшее развитие в отраслях национального хозяйства, оказывающих услуги. Когда после трех лет ее осуществления (1992-1994 гг.) началось резкое падение объемов материального производства, у государства стало катастрофически не хватать денег на функционирование еще сохранившего экономического потенциала. Появившиеся предприниматели, а по существу капиталисты, хотя в РФ не принято их так называть, не захотели и не смогли пополнять доходы бюджета, и поэтому выход из усложняющейся экономической ситуации многие политики и экономисты стали видеть в возврате государства в экономику. Введенные по этому вопросу нормативные документы, прежде всего указы Президента, постановления и программы Правительства, очень часто находились в противоречии с сохранившимися и новыми законами. Постоянное противостояние законодательной и исполнительной ветвей власти не позволяло иметь четко сформулированную цель экономического развития на 10-15 лет, ее конкретизацию на ближайшие годы в реально достижимых количественных параметрах. На наш взгляд, государственное регулирование экономики должно в значительной степени, чем сейчас, ориентироваться на использование опыта стран, которые имеют сходные социально-экономические условия развития. Помимо вышеперечисленных моделей в РФ необходимо использовать опыт государств, которые оказались в аналогичных переходных условиях, т.е. стран бывшего социалистического содружества и республик СНГ. По всей видимости, следует перестать делать эйфорические заявления, что за несколько лет экономика страны, отдельные сектора ее хозяйства смогут достичь уровня 1990 г. По самым осторожным оценкам его удастся восстановить не менее чем через десять лет при условии устойчивого ежегодного экономического роста (в 8-8,5%) и благоприятных внешних экономических факторах.
В 2000-2003 гг. национальная экономика имела определенные положительные сдвиги, а в 2000 и 2003 гг. Россия по показателям экономического роста стала одним из лидеров мирового сообщества. Этот рост, однако, на 70-80% обусловлен высокими ценами на нефть и девальвацией рубля. Отечественные импортозамещающие товары имеют невысокое качество, их производство носит неустойчивый характер, и пока нет реальных оснований говорить о начале радикального выхода из кризиса.
Ключевым макроэкономическим показателем, отражающим развитие государства, является валовой внутренний продукт (ВВП), характеризующий стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и экспорта. Близок к ВВП валовой национальный продукт (ВНП), но он включает в себя также поступления от операций отечественных компаний за границей и не включает прибыль иностранных фирм, действующих внутри страны. Валовой региональный продукт (ВРП) на уровне субъекта Федерации исчисляется так же, как ВВП на федеральном уровне, – как разница между объемами выпуска и промежуточного потребления. По ряду отраслей на региональном уровне расчет добавленной стоимости не может быть произведен. Поэтому, когда делается расчет ВРП, к нему добавляется стоимость продукции и услуг, которые потребляет все государство (это, прежде всего, связано с обороной страны).