Социальные аспекты госрегулирования
Во всех странах с развитой экономикой государство активно регулирует не только собственно экономику, но и теснейшим, неразрывным образом связанные с ней социальные процессы. При прямом участии государства или, во всяком случае, под его регулирующим и контролирующим воздействием в этих странах в послевоенный период созданы, достаточно эффективно функционируют и продолжают развиваться разветвленные системы социального страхования: пенсионного, медицинского и по безработице.
Важная составная часть системы государственного управления экономикой - различные целевые программы общенационального, регионального и местного уровней, позволяющие форсировать развитие приоритетных отраслей и подотраслей, отдельных регионов, привлекать для этого дополнительные инвестиции и ресурсы.
В практике нашей страны целевые комплексные программы широко использовались в качестве составной части государственных планов экономического и социального развития, для решения важнейших межотраслевых и региональных проблем.
Основными особенностями программного подхода к решению задач социально-экономического развития являются:
целевые программы, направленные на решение как общегосударственных, так и локальных проблем субъектов Федерации и ориентированы на конечный результат;
программы рассматриваются как целостный объект управления независимо от ведомственной принадлежности составляющих её элементов и наделяются необходимыми финансовыми, материальными, кадровыми, и другими ресурсами;
все программы взаимосвязаны и занимают определённое место в общей совокупности хозяйственных мероприятий правительства;
региональные программы социально-экономической направленности интегрируют все другие, реализуемы на территории, в единую систему мероприятий, обеспечивающих достижение наиболее рационального использования ресурсов.
По значимости программы могут иметь статус президентских, федеральных, региональных, местных.
Для осуществления целевых программ могут создаваться специальные фонды за счёт прибыли, остающейся в распоряжении предприятий и организаций, средств бюджетов субъектов Федерации и внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти; инвестиционных и конверсионных кредитов, а также целевых кредитов банков под государственные гарантии.
Сложившиеся общественно-политические и экономические условия страны требуют обновления методик разработки федеральных программ, определения механизма их отбора, установления приоритетности национально-государственных интересов.
В условиях современной рыночной экономики государство не может не планировать собственную деятельность касательно:
установления и взимания налогов на производство и оборот товаров, доходы и имущество юридических лиц на использование природных ресурсов;
осуществления бюджетных расходов на содержание госаппарата, закупки продукции для госнужд, помощь отраслям, регионам;
привлечения, погашения и обслуживания госзаймов;
приобретения, продажи и использования госимущества;
деятельности госпредприятий.
концепция социально-экономического развития Российской Федерации - система представлений о стратегических целях и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях и средствах реализации указанных целей.Правительство Российской Федерации обеспечивает разработку государственных прогнозов социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу [2].Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются исходя из комплексного анализа демографической ситуации, научно-технического потенциала, накопленного национального богатства, социальной структуры, внешнего положения Российской Федерации, состояния природных ресурсов и перспектив изменения указанных факторов.Прогнозы социально-экономического развития разрабатываются в целом по Российской Федерации, по народнохозяйственным комплексам и отраслям экономики, по регионам.Прогноз социально-экономического развития на долгосрочную перспективу разрабатывается раз в пять лет на десятилетний период.В концепции социально-экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу конкретизируются варианты социально-экономи-ческого развития Российской Федерации, определяются возможные цели социально-экономического развития Российской Федерации, пути и средства достижения указанных целей.Прогноз социально-экономического развития на среднесрочную перспективу разрабатывается на период от трёх до пяти лет и ежегодно корректируется.В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу должны быть отражены: оценка итогов социально-экономического развития Российской Федерации за предыдущий период и характеристика состояния экономики Российской Федерации; концепция программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу; макроэкономическая политика; институциональные преобразования; инвестиционная и структурная политика; аграрная политика; экологическая политика; социальная политика; региональная экономическая политика; внешнеэкономическая политика.Прогноз социально-экономического развития на краткосрочную перспективу разрабатывается ежегодно.В перечне федеральных целевых программ указывается: краткая характеристика каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ; результаты выполнения основных этапов для переходящих федеральных целевых программ; требуемые объёмы финансирования каждой из принятых к реализации федеральных целевых программ; объёмы финансирования федеральных целевых программ за счёт средств федерального бюджета в предстоящем году; государственные заказчики программ.Программа социально-экономического развития Российской Федерации - комплексная система целевых ориентиров социально-экономического развития Российской Федерации [2].