Социальные аспекты госрегулирования
Цели и направления деятельности государства по регули¬рованию социальной сферы определяет гос. соц. политика. Соц. политика - это система целенаправленных гос. мероприятий и акций по регулированию отношений между классами, нациями, отдельными соци¬альными группами населения, направленных на повышение общественного благосостояния, улучшение качества и уров¬ня жизни населения, рациональное использование трудово¬го потенциала и на этой основе - на повышение эффектив¬ности функционирования экономики страны. Соц.политика государства строится на основе принципов: целенаправленности, учета возможностей, реальности, открытости, целостности, адекватности, всеобщности и адресности. Принцип целенаправленности предполагает ориентацию соц. политики на достижение поставленных долгосроч¬ных, среднесрочных и краткосрочных целей, определяющих развитие социальной сферы в отмеченной перспективе. Принцип учета возможностей основан на том, что при фор¬мировании соц. политики государства необходимо учи¬тывать, с одной стороны, собственные возможности и способнос¬ти людей решать свои социальные проблемы, а с другой - воз¬можности государства. Важность этого принципа заключается в том, что недооценка роли человека как субъекта решения сво¬их проблем обрекает соц. политику на провал, ведет к социальному иждивенчеству, деформации соц. статуса человека. Принцип реальности соц. политики тесно связан с принципом учета возможностей: народу можно обещать лишь то, что государство в состоянии выполнить. Принцип открытости предполагает, что основные поло¬жения соц. политики должны быть известны всем чле¬нам общества. Принцип адекватности требует от соц. политики быть адекватной целям развития государства и общества, усло¬виям жизни людей, исходить из складывающейся структуры жизненных интересов и проявлений человека. Принцип целостности предполагает, что все звенья и на¬правления соц. политики должны быть тесно взаимо¬связаны. Принцип всеобщности и адресности ориентирует соц.политику на то, чтобы, во-первых, она охватывала все слои и социальные группы общества, все организации, учреж¬дения и институты соц. сферы, а во-вторых, содержала конкретные адресные меры в отношении каждой соц. структуры общества. В зависимости от направлений, субъектов и объектов, уров¬ня и видов различают общегосударственную соц. по¬литику, региональную и отраслевую, политику в области рынка труда и занятости населения, доходов и заработной платы, социальной защиты и социального обслуживания на¬селения, а также политику в области здравоохранения, обра¬зования, культуры и искусства, жилищную, пенсионную, се¬мейную, молодежную, женскую, политику в области материн¬ства и детства. Проводя объективно обусловленную соц. полити¬ку, государство для ее реализации использует разнообразные действия, формы и методы регулирования: поддержание об¬щественного порядка, исполнение законов, справедливое рас¬пределение доходов, рациональное налогообложение и др. Бе¬зусловно, гос. регулирование является частичным вмешательством в жизнь людей и во многих случаях влечет за собой некоторое ограничение их свободы. Но это вмеша¬тельство осуществляется в интересах и во благо людей. Гос. регулирование не следует рассматривать как си¬стему жесткого, командного воздействия на социальную сфе¬ру. Эта система построена на самых разнообразных по своей сущности методах: экономических, административно-распо¬рядительных, социально-психологических, воспитательных, правовых. В системе гос. регулирования особо следует выделить правовые методы. Основными элементами правовых методов являются юридические нормы, государственные предписания и акты применения права, право¬отношения, акты реализации прав и обязанностей. Современный механизм гос. Регулирования строится преимущественно на эконо¬мической основе и включает: • бюджетное регулирование; развитие договорных отношений в регулировании до¬ходов населения; налогообложение индивидуальных доходов и имущества граждан; создание благоприятных условий для роста заработной платы, пенсий, пособий и иных доходов; декларирование сверхвысоких доходов граждан; тарифные соглашения между работодателями и наем¬ными работниками; непосредственное регулирование заработной платы в бюджетных отраслях экономики на основе единой тарифной сетки; совершенствование пенсионного обеспечения; использование и повышение роли социального страхо¬вания и страховых выплат в социальной защите населения, упорядочение участия пенсионеров в производстве; постепенное увеличение возраста выхода на пенсию; повышение роли соответствующих финансовых инсти¬тутов (негосударственных страховых и пенсионных фондов); усиление децентрализованного начала в финансирова¬нии социальных программ за счет смещения центра тяжести на негосударственные финансовые институты, а также мест¬ный уровень; постепенное увеличение платности в социальной сфере.