Институциональный анализ организационно-правовых форм предприятий в РФ
В системе государственной собственности число собственников и массив объектов велики. Возникает необходимость делегирования прав наемным агентам по принятию решений об использовании объектов государственной собственности. В связи с этим остро встает проблема принципала-агента. Возникает необходимость наличия контрольного аппарата, минимизирующего издержки оппортунистического поведения. Расхождение проявляется еще и в том, что если наемные агенты ориентированы на максимизацию прибыли как экономической основы получения своих доходов, то государство заинтересовано не только в наращивании налоговых и неналоговых поступлений, но и в решении тех или иных социально-экономических и иных проблем.
5. Степень разделения и перенесения рисков. Конфигурация пучка прав собственности предполагает либо разделение функций принятия решений (право распоряжения) и принятия риска (право на остаточную стоимость), либо их концентрацию в руках одного и того же субъекта права собственности. В первом случае мы имеем дело с хеджированием риска, т.е. его перенесением с плеч менеджера на плечи владельца. Хеджирование предполагает специализацию на функции принятия риска тех экономических агентов, которые в меньшей степени являются противниками риска. Далее, риск может быть разделенным между многими владельцами и, более того, ограниченным определенной величиной (например, размером вклада в уставный капитал). Принципы разделения и перенесения риска впервые были реализованы в рамках корпораций, которые поначалу ориентировались не на чисто экономическую деятельность, а занимались финансированием общественной деятельности (религиозной, образовательной, самоуправленческой).
В ООО действуют механизмы как перенесения риска (на участников общества), так и разделения и ограничения риска (все участники несут риск убытков в пределах стоимости внесенных ими вкладов). Единственный недостаток ООО заключается в ограниченности законом числа его участников, что делает эту организационно-правовую форму менее привлекательной по сравнению с акционерным обществом.
В товариществе на вере ограниченность риска присутсвует лишь частично (для коммандистов). Значительно больший объем ответственности предусмотрен в отношении полного товарищества, поскольку механизмы перенесения и ограничения риска полностью отсутствуют.
Индивидуальный частный предприниматель часто вкладывает в фирму все свое богатство и, так как данная организационно-правовая форма не предполагает разделения и перенесения риска, он несет самые большие издержки принятия риска.
Форма унитарного предприятия предполагает ответ по своим обязательствам всем своим имуществом. Но, так как имущество находится в государственной или муниципальной собственности, то не действуют механизмы перенесения риска. Такой же принцип, но только в отношении сделок, совершенных во исполнение указаний принципала (другого хозяйственного общества или товарищества), применяется и в рамках дочернего хозяйственного общества.
6. Степень аккумулирования капитала: способна ли данная организационно-правовая форма обеспечить аккумулирование капитала с минимальными трансакционными издержками.
Идеалом здесь является открытое акционерное общество, в котором увеличение уставного капитала происходит за счет выпуска дополнительных акций (эмиссии) на основе решения общего собрания акционеров. Закрытое акционерное общество менее эффективно, так как такое общество не вправе проводить открытую подписку на выпускаемые им акции либо иным образом предлагать их для приобретения неограниченному кругу лиц.
В ООО процесс аккумулирования капитала, хотя и не связан с высокими трансакционными издержками – для увеличения уставного капитала достаточно решения общего собрания, – имеет пределы ввиду ограниченности по закону максимального числа участников ООО. К обществу с дополнительной ответственностью применяется то же правило, но здесь выше ответственность участников общества по его обязательствам.
Унитарные предприятия на праве оперативного управления могут осуществлять, с одной стороны, основную деятельность, когда государство устанавливает цель, формирует условия и определяет средства ее достижения; с другой – дополнительную коммерческую деятельность, когда само предприятие (с согласия собственника) определяет цель, изыскивает способы ее реализации: а это означает, что его поведение становится рыночным в рамках, устанавливаемых государством. Самостоятельность унитарных предприятий на праве хозяйственного ведения еще более широка, что удаляет его от административного регулирования со стороны государства. Подобная двойственная деятельность определяет довольно высокую степень аккумулирования капитала.