Реально ли?
«Это же нонсенс,»- говорит Николаев – «когда есть четко поставленная цель - удвоение ВВП к 2010 году, и есть официальные показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации, по которому ВВП будет расти: в 2004 году на 3,8 проц., в 2005 году - на 4,8 проц., в 2006 году - на 4,9 проц. Сейчас уже всем понятно, что с такими темпами роста поставленная цель абсолютно недостижима. И вариации с более оптимистичными прогнозами (5,0 - 5,9 - 6,0 проц. соответственно) этот вывод поменять не могут».
Впрочем есть и более пессимистические мнения. Так, выступая на четвертой сессии Российского экономического и финансового форума в Швейцарии, начальник экспертного управления администрации президента России Аркадий Дворкович дал свой куда более драматичный прогноз. По мнению экономиста, уже в 2005 году Россия может опуститься до 4% роста ВВП. Инфляция же, напротив, останется на уровне 2004 года и составит около 12%.
Эксперт Дворкович отметил, что многие макроэкономические показатели 2004 года оказались менее удачными, чем планировалось. «Особенно сложно было второе полугодие 2004 года, когда динамика экономического роста сильно замедлилась», – сказал эксперт. По мнению Дворковича, «пока нет оснований ожидать, что динамика изменится, и можно предположить, что в 2005 году темпы экономического роста упадут до 4–5%».
Как считает руководитель Высшей школы экономики Евгений Ясин, демонстрируемые российской экономикой во втором полугодии 2004 снижение объемов промышленного производства и рост темпов инфляции могут свидетельствовать о переходе к периоду долгосрочной стагнации. По его подсчетам, в 2004 году только 20% прироста денежного предложения (против 43% в 2003 году) поглощается экономикой. Снижение же спроса на деньги отражает снижение деловой активности, которое ведет к падению экономического роста.
Сами же авторы проекта Программы социально-экономического развития, все более укрепляя общие и без того скептические настроения, говорят о том, что на пути решения задачи удвоения ВВП лежат не только экономические барьеры. Заместитель министра экономического развития Андрей Шаронов честно признал, что проблемы с ростом - результат действий властных структур. С одной стороны, сказал чиновник, нельзя обвинять государство в том, что оно требует вернуть неуплаченные налоги. С другой - возникла своего рода презумпция виновности. Каждый предприниматель ждет, что следующим будет либо он, либо его партнер. Если правительство не сможет переломить эту тенденцию, то экономический рост скатится до 3--4%.
С ним согласен и его недавний коллега по Минэкономразвития, научный руководитель Центра стратегических разработок Михаил Дмитриев. "Спад в экономике сейчас более глубок, чем когда-либо за последние четыре года, и если тенденция продлится еще 3-4 месяца (а анализ проводился на конец 2004 года), темпы роста ВВП снизятся в полтора раза". Он убежден, что экономику тормозит не неправильная политика, а неправильные сигналы бизнесу. "Для бизнеса главное - невовлеченность государства в управление ресурсами", - пояснил г-н Дмитриев. Когда бизнес видит, что государство наращивает свое влияние, он начинает воспринимать свою деятельность как более рискованную. "Иногда бездействие может быть более полезно, чем действие", - сказал эксперт.
О проблеме преодоления «административных барьеров» говорил Премьер-министр РФ Михаил Фрадков, выступая в Госдуме 9 февраля этого года.
Он отметил необходимость создания четких правил для работы бизнеса, которые не должны постоянно изменяться. "Для решения данной задачи правительство сейчас готовит поправки в налоговое и антимонопольное законодательства". М.Фрадков добавил, что необходимо решать задачу повышения эффективности рыночных институтов, делая это на основе доверия между бизнесом и властью. Для этого "необходимо закрыть белые пятна", в сфере защиты прав собственности и антимонопольного законодательства.