Экологическая реструктуризация налоговой системы
В реструктуризации налоговой системы в рамках всей экономики можно выделить два важных аспекта: увеличение удельного веса "природных" налогов и создание налоговых стимулов для рационального использования и экономии природных ресурсов, а также снижения уровня загрязнения. Необходимо изменить пропорции и повысить долю налогов природоэксплуатирущего сектора экономики в общей их сумме. Такая мера будет способствовать адекватному отражению роли огромного природного потенциала в российской экономике, более рациональному использованию природных ресурсов, изъятию природной ренты в пользу общества. Операции по удалению кисты гайморовой пазухи www.mediccity.ru/directions/460.
Идущая сейчас в стране в научной и политической сферах оживленная дискуссия о сверхприбылях природоэксплуатирующих компаний, природной ренте, необходимости изменения пропорций в распределении сверхдоходов между компаниями и государством свидетельствует о "перезревшей" актуальности этих проблем. В частности, президент РФ отметил возможность дополнительного изъятия 30% сверхприбыли у сырьевых гигантов в пользу государства, что составило бы 3 млрд. долл.[7] В России сверхприбыль делится между государством и добывающими компаниями в соотношении 50:50, тогда как в мире до 80% такого дохода идет государству.
Современные системы налогов в мире и в России сосредоточены прежде всего на взимании налогов с населения, с прибыли, с добавленной стоимости и пр., то есть основной упор делается на труд и капитал. По оценкам академика Д. Львова, прямо и косвенно только на труд приходится около 70% бюджетных поступлений. При сохранении общей суммы налогов (фискальная нейтральность) целесообразно изменить пропорции в сторону увеличения удельного веса налогов, связанных с природопользованием, прежде всего платы за право пользования природными ресурсами, "зеленых" налогов, налогов на экологически неблагоприятную деятельность, приводящую к загрязнению окружающей среды. В мире для изъятия сверхдоходов у сырьевых структур используются дифференцированные налоги на добычу полезных ископаемых и регулирование экспортной пошлины, доказавшие свою эффективность.
Экологизация налоговой системы должна способствовать проведению рассмотренной выше структурно технологической политики, в частности, переносу центра тяжести с использования первичных природных материалов на применение вторичных рециклируемых материалов и отходов. Это приведет не только к снижению экологической деградации, но и повышению занятости, так как утилизация и рециклирование — более трудоемкие технологии по сравнению с добычей природных ресурсов.
Принципы экологической реструктуризации налоговой системы получают все большее распространение в мире. Здесь пионерами являются европейские страны, девять из которых снизили налоги на личный доход и зарплату, повысив налоги на экологически деструктивную деятельность (см. табл. 4).
Таблица 4
Экологическая реструктуризация налоговых систем в некоторых европейских странах
Страна, год введения налоговых изменений |
Области сокращения налогов |
Области повышения налогов | Общий сдвиг налоговых поступлений (в%) |
Швеция, 1991 |
Личный доход |
Выбросы углерода и серы | 1,9 |
Дания, 1994 |
Личный доход |
Моторное топливо, уголь, электроэнергия, цены на воду, сжигание и размещение отходов. | 2,5 |
1996 |
Зарплата, сельскохозяйственная собственность |
Выбросы углерода в промышленности, пестициды | 0,5 |
Нидерланды, 1996 |
Личный доход и зарплата |
Природный газ и продажа электричества. | 0,8 |
1999 |
Личный доход |
Продажа энергии, продажа воды домохозяйствам, отчуждение земель | 0,9 |
Германия, 1999 |
Зарплата |
Продажа энергии | 2,1 |
Франция, 2000 |
Зарплата |
Твердые отходы, загрязнение воздуха и воды | 0,1 |