Сравнительный анализ открытости экономики Беларуси
С помощью указанных факторов измеряется институциональная открытость экономики, связанная с уровнем либерализации политического и валютного режимов страны. Известен целый ряд критериев, по которым выводится степень институциональной открытости страны. Институциональными критериями открытости являются:
§ сопоставимость внутренних и мировых цен;
§ свободный выбор предприятиями партнеров на внешнем и внутреннем рынке;
§ степень допуска на отечественные рынки иностранных конкурентов;
§ конвертируемость национальной валюты;
§ наличие финансового рынка и его инфраструктуры, отвечающих требованиям европейских и мировых стандартов.
Известна также трактовка открытости экономики Дж. Сакса и Э. Уорнера, в соответствии с которой экономика считается закрытой, если удовлетворяет хотя бы одному из следующих критериев:
§ высокая курсовая премия черного рынка;
§ социалистическая экономическая система;
§ государственная монополия на экспорт;
§ высокие таможенные тарифные барьеры.
Поэтому при анализе открытости экономики исследователи используют оценку степени валютных, таможенных, лицензионных ограничений, косвенных налогов, и торговых субсидий и др. Как правило, открытыми являются экономики развитых стран с высокоэффективным и конкурентоспособным производством. Такие страны обычно не склонны к протекционизму.
Если рассмотреть степень открытости экономики Республики Беларусь, используя показатель доходов бюджета от внешнеэкономической деятельности (табл. 3), то картина получается следующей.
Таблица 3. Удельный вес доходов от внешнеэкономической деятельности в структуре бюджета Республики Беларусь (%)
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 |
1999 |
2000 |
2001 |
2002 |
2003 (прогноз.) |
6,9 |
9,2 |
5,7 |
6,7 |
8,2 |
6,3 |
5,5 |
4,5 |
5,2 |
5,3 |
5,7 |
Как видим, по уровню наполнения бюджета удельный вес доходов от внешнеэкономической деятельности приближается к доле подоходных налогов с населения и даже акцизов. В европейских странах, в частности в Германии, их величина колеблется в пределах 2-3%, то есть намного меньше. Следовательно, уровень протекционизма в РБ выше. По расчетам независимых экспертов, если бы не импортные пошлины, то на питание население Беларуси тратило бы в год на 1-1,2 млрд. 1150 меньше.
Известно, что концепция протекционизма, как способа поддержания отечественных производителей, весьма распространена в правительственных кругах Беларуси, о чем свидетельствует высокий уровень таможенных пошлин и нетарифных ограничений для товаров других стран, в том числе из России, Украины и стран СНГ. Если в странах – участниках ВТО эти ограничения не превышают 4-5%, то в странах Таможенного союза СНГ в отдельные годы по отдельным товарам они достигали 30%, например на сахар и телевизоры. Средний же их уровень достигает 14-15%, т.е. в 3 раза выше, чем для стран – членов ВТО.
В связи с отменой пошлин на российские товары с 2002 года введены прямые ограничения на ввоз российского мыла и маргарина только потому, что потребители предпочли их отечественным. Уже 2 года лицензируется ввоз муки (российская в 1,5-2 раза дешевле), круп (они на 20-30% дешевле, и покупают их в основном малоимущие), пива, хлеба (в приграничных районах). Тем самым ухудшается благосостояние потребителей. Одновременно производители консервируют убыточные и неконкурентоспособные производства. Вследствие протекционистских способов защиты неэффективных производств производительность труда в Беларуси отстает от развитых стран почти в 10 раз. Происходит устаревание применяемых технологий. Так, будучи огражденной от мирового рынка, безнадежно отстала от него электронная промышленность Беларуси.
В теоретических курсах под малой открытой экономикой понимается экономика, «которая представляет собой небольшую долю мирового рынка и практически не оказывает никакого воздействия на мировую ставку процента». Этот тезис к Беларуси применим. Однако читаем дальше: «Ставка процента в МОЭ не уравновешивается сбережениями и инвестициями как в закрытой экономике, а равна мировой ставке процента к реальной процентной ставке, преобладающей на мировых финансовых рынках». Этого в нашей стране явно нет.