Этапы, способы, итоги приватизации
В настоящее время экономисты анализируют, обобщают, делают выводы по результатам приватизации в России и других постсоциалистических странах. Концепция осуществления приватизации государственной собственности в России предполагала два этапа: чековый (ваучерный) и денежный. Цели приватизации первого этапа были определены Государственной приватизационной программой-92, которая предусматривала решение семи основных задач: 1) формирование слоя частных собственников; 2) повышение эффективности деятельности предприятий; 3) социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счёт средств, поступивших от приватизации; 4) содействие процессу стабилизации финансового положения в Российской Федерации; 5) создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства; 6) привлечение иностранных инвесторов; 7) создание условий и организационных структур для расширения масштабов приватизации в 1993-1994 гг. Первые шесть целей не выполнены. Лишь седьмая оказалась реализованной, но она носит формально-организационный характер.
Устранение монополии государственной собственности в экономике страны – выделялось положительным сдвигом в структуре собственности России. Негативным результатом первого этапа приватизации стало такое распределение собственности в рамках созданных акционерных обществ, при которых большая часть предприятий оказалась под контролем директоров и управляющих. Чековая приватизация не отвечала повышению эффективности российской экономики и не стала препятствием для дальнейшего абсолютного сокращения производства, в том числе и в отраслях, производящих потребительские товары. Всё это привело к выкачиванию сосредоточенных в госпредприятиях ресурсов, что усугубляло социально-экономическое и финансовое положение страны.
Главная цель второго этапа приватизация состояла в переходе прав собственности на приватизируемое государственное имущество в руки реально ответственных эффективных собственников. К основным результатам этапа относят выведение значительной части государственного имущества из-под директивного управления государства и вовлечение его в рыночный оборот; формирование основ рынка недвижимости; активизация процесса привлечения иностранных инвесторов; достижение бюджетного эффекта.
Формально в России насчитывается более 60 млн. аукционеров. Однако мелкие аукционеры, владеющие несколькими акциями предприятий или чековых инвестиционных фондов, не могут рассматриваться как реальные собственники. Приватизация пока не привела к повышению эффективности деятельности предприятий. Предполагалось, что уменьшение расходной части бюджета путём освобождения государства от необходимости поддержки планово-убыточных предприятий и увеличение доходов бюджета за счёт поступления средств от приватизации будут содействовать финансовой стабилизации.
Социально-экономические последствия приватизации:
· Инвестиции в производство в начале 90-х годов в России резко сократились. Происходит подрыв основных источников финансирования инвестиций. Падение доходов населения привело к резкому сжатию нормы сбережений, накопления предприятий упали в силу сокращения их доходов и в силу обесценивания амортизационных отчислений.
· Происходили структурные сдвиги в экономике, носившие явно негативный характер: резко сократился удельный вес лёгкой и пищевой промышленности, вырос удельный вес топливно-энергетического комплекса, сокращение на 65% продукции сопровождалось также падением производства гражданской продукции на оборонных предприятиях, сокращалось производство высокотехнологической продукции во всех отраслях, оказание услуг населению сокращалось быстрее, чем производство потребительских товаров, падала доля расходов на научные исследования и разработки в ВВП, сокращался удельный вес занятых в науке и научном обслуживании.