Командно-административная экономическая система
Таким образом, рассмотрев схему работы, командной системы, экономики, мы постарались сформулировать ее достоинства и недостатки. Итак, недостатками такой системы являются:
1) неспособность обеспечить рост эффективности хозяйственной деятельности;
2) порождаемая государственным монополизмом дефицитность экономики;
3) уничтожение всяких экономических стимулов у субъектов экономики;
4) высочайшая степень идеологизации экономики;
5) разрастание бюрократического аппарата;
6) невосприимчивость к достижениям НТР;
7) апатия, безразличие и правовой нигилизм среди населения.
Что же касается достоинств, то мы смогли найти только одно: такая система может себя оправдать только в экстремальной ситуации, когда необходимы жесткие и решительные, а подчас и единственные меры (война, национальное бедствие и т.д.)
В заключение приведем пример того, как работает командная экономика, рассмотрев экономику бывшего СССР.
Каким же образом Советский Союз решал три основополагающие проблемы: что? как? и для кого? В общих чертах картина выглядит так: государству принадлежали почти все средства производства, рабочие получали гарантированную зарплату. Конечно у рабочего большой выбор профессий, но у советского гражданина далеко не безграничные права относительно выбора района занятости и отрасли промышленности, в которой он хотел бы работать.
Что? Генеральная линия такова: оборона и образование капитала - первичны, товары народного потребления - вторичны. На это советский человек тратит зарплату - таков и его выбор; в результате любой дефицит или изобилие приводят к снижению или повышению цен на товары народного потребления (это, в свою очередь, ведет к отрицательному или положительному обороту, а в конечном счете - к определенному перераспределению ресурсов). И пока товаров было мало, те, кто занимался центральным планированием, могли решать, сколько необходимо потреблять. А если товар появится на прилавках, то его моментально раскупят по той простой причине, что иметь пару ботинок на размер больше лучше, чем совсем их не иметь.
На государственном уровне принимаются решения относительно средств производства, капитального имущества и военных расходов. Особому нажиму подвергается промышленность, прямое давление сказывается как там (электрификация, транспорт, горнодобывающая, химическая промышленность и т.д.), так и в коллективном сельском хозяйстве.
Как? Роль частных предприятий ничтожна. На их месте мы видим типичный советский завод, который является собственностью государства. Директору завода не принадлежит какая-либо доля капитала, но он получает зарплату гораздо выше средней, а также имеет ряд других привилегий, причем доля привилегий в суммарном его доходе растет с рангом его кресла. У него две главные задачи: выполнить план и обеспечить своим рабочим прожиточный минимум, вне зависимости от результатов хозяйственной деятельности. Директор - звено в жестко выстроенной иерархической системе управления: его подчиненный обязан выполнять его приказ точно так же, как он выполняет приказ министерства. Он совершенно не заинтересован в эффективном использовании выделенных его предприятию ресурсов, а возможность "поиграть" с отчетностью напрочь отбивает у него охоту к минимальному проявлению инициативы.
Вся советская экономика напоминает пирамиду с основанием наверху: Госплан - Совет министров - местный райком - предприятие.
Для кого? В огромной мере экономика работает на безопасность страны и на будущее. Очень известные западные экономисты говорят, что часто советские романы повествуют о том, как добродетельный юноша встречает не менее добродетельную девушку, как они вместе раскрывают заговор врагов народа, вместе садятся за трактор и выходят победителями в битве, в которой нет противника, - в битве за урожай.
Существует целый ряд экономических механизмов, к которым прибегает система, чтобы львиная доля произведенного дохода доставалась не этим безвестным героям, а оборонной промышленности, которая будет стеречь их сон.