Командно-административная экономическая система

Затем он должен точно определить, как производить потребительские товары и оборудование. Для каждой точки на PPF имеется некое распре­деление факторов производства. Оно гарантирует производство экономи­кой нужного количества потребительских товаров и оборудования. Труд должен быть сосредоточен на соответствующих предприятиях, оборудова­ние должно находиться в нужном месте. Центральный плановый орган дол­жен разработать метод распределения заданий по производству среди различных фабрик в каждой отрасли, и он должен быть уверен, что каж­дая фабрика имеет все необходимые факторы производства для выполне­ния поставленных перед ней производственных задач.

Все это сложно. Однако теперь примем во внимание, что рисунок в огромной степени упрощает ситуацию, принимая в расчет существование всего двух товаров. В действительности же необходимо производить сотни тысяч различных товаров и распределять по рабочим местам мил­лионы работников, среди которых, кроме того, нужно распределить про­изводственные и потребительские товары.

На практике центральное планирования возможно благодаря двум фак­там. Во-первых, проблему не нужно решать каждый день заново. Функци­онирующая экономика, способная производить определенные товары, уже существует, при этом труд и капитал уже распределены определенным образом среди предприятий и отраслей. Планирующие органы могут начи­нать не с нуля, а с уже сложившегося положения, и решать в каком направлении следует менять распределение ресурсов. Может оказаться, что производство оборудования должно быть увеличено. Это означает изъятие труда и некоторых машин из производства потребительских то­варов и перемещение их в производство оборудования. Как результат - совокупное текущее потребление должно быть сокращено. Это может быть сделано посредством сокращения того объема потребительских товаров, который должен приходиться на каждого работника.

Во-вторых, план не должен создаваться целиком, сразу и навсегда. Может иметь место так называемый итеративный (повторяющийся) про­цесс, при реализации которого центральный плановый орган рассылает планы по предприятиям, а затем уточняет их в соответствии с реакцией последних. Возможно, что директора предприятий посчитают план произ­водства определенного выпуска продукции недостаточно обеспеченным средствами производства. Плановый орган постарается оценить обосно­ванность этой претензии (хотя это зависит от идеологии партии, стоя­щей за органом; быть может, за таким директором приедет ночью "воро­нок") и, возможно, скорректирует план. Корректировки возможны даже после того, как план начал действовать. Например, если производство оборудования ниже контрольных цифр, то из отрасли, производящей пот­ребительские товары может быть перемещено больше труда в отрасль, производящую оборудование (в принципе, если план последней и сорвет­ся, то все равно печатный орган партии провозгласит грандиозное пе­ревыполнение плана).

Тем не менее, функционирование экономики, во всех аспектах подчи­няющейся только командам, невозможно. Слишком много решений должно быть принято. На практике даже в условиях централизованно планируе­мой экономики должна иметь место значительная децентрализация. Перед заводами и фермами ставятся производственные цели, но выбор методов производства - как производить - за ними. Этот подход также имеет свои проблемы, поскольку установление целей - дело крайне тяжелое.

Например, если обувной фабрике приказано произвести 1 млн. пар обуви в год, используя данную величину труда, оборудования и матери­алов, она, вероятно, будет производить детскую обувь, которую легче изготовить и на которую идет меньше сырья. Или, предположим, дирек­тор завода, выпускающего гвозди, получил задание произвести в этом году 50 т гвоздей. На советских карикатурах мы часто видим завод, отгружающий один 50-тонный гвоздь. Такой гвоздь вполне удовлетворяет поставленной задаче, но толку от него мало.

Решить проблему распределения ресурсов только командными метода­ми действительно невозможно. В таком случае, утверждают экономисты социалистических стран, для облегчения проблемы распределения могут быть введены цены.

Перейти на страницу: 1 2 3 4