Модификации бизнес-портфеля
Портфельная стратегия связана с набором основных направлений деятельности компании, в то время как конкурентная стратегия связана с вопросами действий в избранных областях.
Портфельная стратегия отвечает на вопрос, какими видами деятельности мы должны заниматься, а конкурентная — как нам преуспеть в каждой из них.
В 1950-х годах, когда непоследовательные изменения во внешней среде стали негативно сказываться на деятельности компаний, общей реакцией было внесение изменений в стратегический портфель, а не оценка того, можно ли продолжать пользоваться историческими стратегиями в рамках существующего портфеля.
Во многих случаях к выводу о необходимости изменения портфеля приходили только после нескольких лет попыток стабилизировать уменьшающиеся прибыли и сокращающийся сбыт с помощью таких героических мер, как увольнение персонала, сокращение запасов, снижение накладных расходов и ценовых войн. Потерпев неудачу, не найдя решения в рамках существующего портфеля, руководители обращали внимание на новые быстрорастущие отрасли — электронику, фармацевтику и сферу услуг.
Этот феномен наблюдался во многих «отраслях первого поколения», появившихся на стыке веков и особенно страдавших от сокращения спроса в 1950-1960-х годах. Во многих других случаях толчком к переходу в новые сферы бизнеса послужило появление новых технологий. Так случилось, например, когда транзисторная технология сменила технологию усиления слабых электрических сигналов с помощью вакуумных ламп.
Многие компании обнаружили, что представить традиционному рынку сбыта новую технологию гораздо труднее, чем уйти с этого рынка в какой-то другой. Именно это и произошло с ведущими производителями вакуумных ламп, которые стали в лучшем случае слабыми конкурентами в производстве усилителей и начали искать возможности для перехода в другие области бизнеса.
Еще одним стимулом для изменения бизнес-портфеля стало существовавшее в некоторых фирмах желание расширить деятельность за пределы исторического бизнеса компании. Путь к новым горизонтам принял две различные формы. Одной из них стала интернационализация, другой — диверсификация. В качестве иллюстрации этого процесса приведена диаграмма на рис.3.1.[1] На ней изображен куб, разделенный на два основных типа вектора роста (соответственно верхняя и нижняя части куба).
Рис.3.1. Альтернативы: диверсификация и интернационализация
Как показано на рис.3.1, при диверсификации осуществляется переход к новым областям бизнеса, но географическая среда, в которой работает фирма, не меняется.
Один из видов такого перехода — диверсификация, «связанная с потребностями», — представляет собой освоение новой для фирмы технологии с целью продолжения обслуживания традиционного рынка. Пример такой диверсификации — переход многих фармацевтических компаний, чьи продукты всегда основывались на химико-молекулярной технологии, на биотехнологии.
Этот пример раскрывает необходимость выбора: приобретать ли уже существующую фирму или опираться на внутренние источники, развивая возможности компании и повышая уровень знаний ее работников.