Постепенные и прерывистые изменения. Необходимость изменений.
Обсуждались причины того, почему в XX в. многие компании не могут позволить себе «роскошь» отношения к стратегическим проблемам как к единовременным, не могут ограничиться только укреплением своих стратегических позиций и возвращением к оперативным и административным вопросам. Постоянные изменения в технологиях, динамичность структуры глобальных рынков и насыщение спроса в основных отраслях — все это привело к резкому сокращению периода цикла стратегия—операции—стратегия.
Оказалось, что во многих отраслях, например электронной, химической, фармацевтической, аэрокосмической, в производстве пластмасс, больше не существует никакого цикла. Изменения происходят так быстро, что фирмы должны постоянно следить за средой, отыскивая в ней стратегические разрывы (это ускорение прекрасно иллюстрируется деятельностью по приобретению и слиянию компаний, которая является одним из основных инструментов стратегических изменений.)
Все это говорит о том, что:
1. В настоящее время ни одна компания не может чувствовать себя защищенной от угрозы устаревания технологии, насыщения спроса и социально-политических изменений.
2. В некоторых отраслях необходимо постоянно отслеживать возникновение стратегических угроз и появление новых возможностей во внешней среде.
3. Все компании должны как минимум периодически пересматривать свои стратегические портфели. Как реакция на изменения, начавшиеся в 1950-х годах, в коммерческих фирмах постепенно развивается периодическое стратегическое планирование. В наши дни стратегическое планирование в том или ином виде присутствует в подавляющем большинстве компаний.
Поэтому основной вопрос заключается не в том, нужно ли уделять внимание стратегии, а в том, как это делать и в какой степени. Для компании, которая впервые сталкивается со стратегическими проблемами, это всеравно что вопрос о курице и яйце; нельзя дать четкий ответ до тех пор, пока не будет проведен полный стратегический анализ. Основные направления анализа можно указать уже сейчас:
1. Очевидно, что интенсивность анализа будет определяться имеющимися ресурсами. Компании, в которой высшее руководство осуществляет один человек, будет достаточно простого пересмотра стратегии, другая, состоящая из большого числа подразделений, может позволить себе основательное исследование.
2. Основное влияние на выводы стратегического анализа оказывают характеристики внешней среды фирмы.
а) Если внешняя среда обладает высокой динамикой, развитие технологии происходит очень быстро, характерны частые смены технологий и/или структура рынка нестабильна, фирме необходимо будет постоянно проводить стратегические изменения. Возможно, что компания придет к этому выводу еще до того, как будут получены первые результаты анализа.
б) Если отрасль, в которой работает фирма, является одной из тех немногих, которых ожидает относительно стабильное будущее, перед тем, как вводить постоянный процесс стратегического планирования, следует обязательно провести стратегический анализ.
3. Основное влияние на принимаемые решения оказывает степень необходимой перестройки стратегии. Если окажется, что вся проблема заключается в незначительной «бреши» в товарно-рыночной позиции фирмы, для ее устранения может быть достаточно специальных временных соглашений. Когда же необходимо полностью пересмотреть позиции компании, потребуется крупномасштабное перераспределение ресурсов на долгосрочной постоянной основе.