Постепенные и прерывистые изменения. Необходимость изменений.
Изменение в стратегическом портфеле необходимо в случае происходящих на рынках (и/или в технологиях производства), которые обслуживает компания, значительных перемен.
Такое изменение называется постепенным, когда оно происходит логически и связано с относительно незначительными различиями в исходном портфеле. Например, расширение рынка фирмы на какой-то регион в другой стране, улучшение технологии — постепенные изменения. Брайан Куинн называл такие изменения «логическими приращениями». Другие авторы описывают их как «эволюционный процесс изменений».
Изменение является прерывистым, когда оно не следует исторической логике развития компании и представляет собой новое положение по одному из трех измерений. Один из показателей прерывности изменения — то, насколько компания отходит от рынка, на котором она специализировалась, от технологии, на которой основано производство продукции, в какой степени трансформируются ее географические, экономические, культурные, социальные или политические позиции.
Другим показателем, который связан с первым, является степень изменений, которые необходимы в культуре, структуре власти, организационной структуре и в схеме мотивации и поощрения компании. Прерывистое изменение также называют «неизвестным».
Важной частью производственных компаний становятся отделы исследований и разработок, которые обеспечивают возможность постепенного стратегического изменения продуктов/услуг/технологии. К середине XX в. появились отделы развития рынка, главная задача которых — управление постепенными изменениями на рынках компании. Пока эти отделы стояли на службе обусловленного логикой развития компании роста производства, в организациях не существовало ни способностей, ни возможностей, ни стимулов для прерывистых изменений.
До 1950-х годов такого понятия, как стратегическая прерывность, равно как и потребности в его предсказании, вообще не существовало. В результате проблема непрерывности то возникала, то пропадала. Крупные изменения во внешней среде вынуждали компании, как правило, со значительным опозданием обращать внимание на необходимость изменения стратегии. После того как переориентация компании завершалась, в центре внимания менеджмента вновь оказывались оперативные вопросы использования потенциала новой стратегической позиции, и так до тех пор, пока в среде вновь не происходили значительные изменения.
Классический пример прерывистого изменения стратегии — компания Du Pont. В 1909 г. был изобретен динамит, что сделало основную до того технологию производства пороха устаревшей. В 1910-1918 годах в Dи Ропt произошла крупная переориентация стратегии, что значительно снизило ее зависимость от технологии производства пороха и превратило компанию в исследовательскую, в лидера химической промышленности. Укрепив свое лидерство, компания Du Pont не нуждалась в стратегических изменениях вплоть до 1950-х годов, когда произошло изменение конкурентной среды и подошло окончание срока владения основными патентами.
А. Чандлер изучил много других случаев, когда временное внимание к стратегии сменялось длительными периодами концентрации на оперативных и административных проблемах. А. Чандлер показал, что необходимость в стратегических изменениях чаще всего осознается после значительного падения объема продаж или уровня доходов, при обострении конкуренции, продолжительной неспособности достичь целевой прибыли. К сожалению, итог «учебы на своих ошибках» оказывается весьма печальным — когда компания осознает стоящие перед нею проблемы, она уже слишком слаба, чтобы справиться с ними. Проблема эта сложна еще и потому, что ее симптомы, как правило, не очевидны. Для того чтобы понять, что проблема носит стратегический характер, необходимо провести глубокий анализ ситуации и одновременно найти решения оперативных (сокращение потерь!) и административных (реорганизация!) задач.