Расходы федерального бюджета В 2005 годУ
представления
в разрезе национальных стратегических приоритетов.
Впервые
помимо традиционных разделов функциональной и ведомственной классификации расходы федерального бюджета были сгруппированы по приоритетным направлениям государственной политики.
Такое
представление расходов
позволяет увидеть, сколько вложено в достижение тех или иных конкретных стратегических целей бюджетной политики.
Темпы роста расходов федерального бюджета по национальным идеям (см. рисунок ниже) свидетельствуют об увеличении расходов по всем приоритетным направлениям.
Темпы роста расходов федерального бюджета на 2005 год
по национальным целям, % к уровню 2004 года
При этом в наибольшей степени возрастут расходы на повышение эффективности государства и укрепление национальной безопасности – соответственно на 27,5% и 27,4 % . На 22% возрастут расходы на поддержание высоких темпов экономического роста, на 12,3% - расходы на повышение уровня и качества жизни, и на 4% - расходы на создание потенциала для будущего развития. В результате увеличения расходов планируется улучшить показатели, характеризующие прогресс страны в достижении поставленных целей.
Теперь мне хотелось бы сказать о параметрах, которые влияют на бюджетные расходы.
Основными факторами
, влияющими на определение ключевых параметров бюджетных расходов в 2005 году, являются:
- необходимость безусловного исполнения социальных обязательств
государства, и, в первую очередь, покрытия за счет средств федерального бюджета дефицита бюджета Пенсионного фонда;
- проведение фундаментальных структурных преобразований в секторе государственного управления, в том числе разграничение расходных обязательств между уровнями бюджетной системы Российской Федерации и реформа системы федеральных органов исполнительной власти;
- уменьшение доли государственных расходов в ВВП.
Сокращение объема финансовых ресурсов, перераспределяемых через бюджетную систему, снижает искажающее воздействие государства на экономику, позволяя институтам рыночной экономики работать более эффективно. Таким образом,
базовым принципом бюджетной политики
становится достижение оптимального уровня государственных расходов при повышении их эффективности.
Кроме того, одним из основных преимуществ новой структуры классификации расходов, о которой говорилось выше, является возможность распределения расходов на управление, прикладные научные исследования, федеральные целевые программы, капитальные вложения по основным направлениям и сферам деятельности органов государственной власти. Это и продемонстрировано в следующей таблице.
Распределение расходов на управление, прикладные научные исследования, федеральные целевые программы, капитальные вложения по основным направлениям
и сферам деятельности органов государственной власти в 2005
г, млрд
. руб.
Раздел | Руководство и управление в сфере установленных функций | Прикладные научные исслед-ния | Федеральные целевые программы | Увеличение стоимости основных фондов | ||
Всего | 184,7 | 125,9 | 251,9 | 219,7 | ||
в том числе: | ||||||
Общегосударственные вопросы | 120,3 | 5,6 | 10,8 | 32,6 | ||
Национальная оборона | 3,9 | 81,1 | 37,9 | 44,3 | ||
Национальная безопасность и правоохранительная деятельность | 44,5 | 3,2 | 6,5 | 51,1 | ||
Национальная экономика | 13,1 | 32,2 | 103,8 | 58,8 | ||
Жилищно-коммунальное хозяйство | 0,1 | 0,1 | 2,7 | 2,2 | ||
Охрана окружающей среды | 1,0 | 0,2 | 0,2 | 0,2 | ||
Образование | 0,4 | 2,2 | 6,3 | 10,3 | ||
Культура, кинематография, СМИ | 0,4 | 0,2 | 6,1 | 6,6 | ||
Здравоохранение и спорт | 1,0 | 1,0 | 3,7 | 13,2 | ||
Социальная политика | - | 0,1 | 11,1 | 0,4 | ||
Межбюджетные трансферты | - | - | 62,8 | 63,9 | ||