Социально-экономические последствия международной миграции рабочей силы
Следует подчеркнуть, что человек в разные этапы своей жизни играет разную роль с точки зрения государственных финансов. Дети, молодые люди, получающие образование, пенсионеры – это преимущественно потребители государственных средств. Люди в активном трудоспособном возрасте, наоборот, уплачивая налоги, выступают в большей степени как источник дохода для государственного бюджета. Эмигранты – это, как правило, люди, которые уже получили образование и приобрели необходимую квалификацию в своей стране. Но, находясь в трудоспособном возрасте, налоги они будут платить в другой стране. В этой связи, государственные финансы в стране эмиграции, скорее всего, будут нести чистые потери.
Важным финансовым результатом оттока рабочей силы для страны эмиграции является значительный поток денежных переводов, направляемых эмигрантами оставшимся дома родственникам и друзьям. Этот денежный поток не входит непосредственно в государственные финансы, но увеличивает уровень доходов населения и, кроме того, улучшает платёжный баланс страны.
Что касается принимающей страны, то иностранные рабочие, конечно, создают дополнительную нагрузку для государственных финансов за счёт роста трансфертных платежей, расходов на поддержание общественного порядка и некоторых социальных расходов. Однако, с другой стороны, принимающая страна получает уже готовую рабочую силу, не неся затрат на образование и профессиональное обучение, и при этом в государственную страну поступают дополнительные налоги. Важно подчеркнуть, что принимающая страна получает доход даже от нелегальных иммигрантов, которые всё равно уплачивают такие косвенные налоги, как акцизы, налог с продаж и др. Поэтому финансовый результат от иммиграции для принимающей страны, скорее всего, окажется положительным [12, с. 112-116].
Международная миграция рабочей силы имеет целый ряд последствий, которые не носят чисто экономического характера, не улавливаются рынком и поэтому не могут быть измерены в денежном измерении. Однако именно эти последствия играют важную роль как в определении направлений и структуры самой миграции, так в формировании общественного мнения и государственной политики по отношению к ней.
Рабочие, перемещаясь из одной страны в другую, переносят с собой и знания, профессиональные навыки, опыт, которыми они обладают. Значительная часть этих знаний находит своё воплощение в созданном иммигрантами продукте и, соответственно, компенсируется должным уровнем заработной платы. Однако одновременно возникают и положительные внешние эффекты, поскольку иностранные рабочие привносят свои знания и навыки в процесс производства, и они распространяются среди других рабочих. Особую проблему представляет так называемая “утечка умов” – эмиграция высококвалифицированных специалистов в промышленно развитые страны из менее развитых стран, в том числе и переходных экономик. Получившая широкий размах со второй половины 60-х годов, “утечка умов” происходит либо путём выезда специалистов на работу в развитые страны, либо невозвращения их на родину после получения высшего образования в учебных заведениях развитых стран. Для стран эмиграции “утечка умов” имеет крайне негативные последствия, истощая их научно-технический и интеллектуальный потенциал, сдерживая экономическое развитие. Развитые страны, наоборот, получают значительный положительный эффект за счёт концентрации у себя интеллектуальной элиты.