Социально-экономические последствия международной миграции рабочей силы
Международная миграция рабочей силы имеет существенные экономические и социальные последствия как для страны эмиграции, из которой происходит отток рабочих, так для принимающей страны, где имеет место приток иммигрантов. Очевидно, что человек, решивший искать себе работу в другой стране, идёт на значительный риск и должен быть готов к существенным издержкам как материального (расходы на переезд, устройство на новом мете жительства и т.д.), так и психологического плана (отрыв от привычного уклада жизни, друзей и родственников, необходимость приспосабливаться к традициям и нравам в чужой стране и т.п.). Если человек идёт на эти издержки, значит, он рассчитывает на значительный выигрыш. Этот выигрыш также может носить разный характер, поскольку иммиграция может порождаться не только экономическими причинами. Часто иммигрант стремится к приобретению политической или идеологической свободы. В ряде случаев стимулом к переезду в другую страну становится чисто психологическая “охота к перемене мест”. Однако эти политические, идеологические или психологические факторы, несмотря на все их значение в жизни людей, с трудом поддаются количественной оценке. Поэтому мы будем исходить из того, что основным фактором, порождающим перемещение рабочих между странами, является разница в уровне реальной заработной платы.
Анализ экономических последствий международной миграции рабочей силы будет неполным, если мы не примем во внимание её влияние на доходы и расходы государства как в стране эмиграции, так и в принимающей стране. С этой точки зрения нуждаются в корректировке полученные нами выводы об изменении благосостояния и стран в целом, и отдельных групп населения.
Переезд из одной страны в другую означает для мигрантов существенные изменения в налогообложении. Физические лица платят разнообразные налоги – подоходный налог, налог на собственность, акцизы и т.д. Мигранты перестают платить налоги в своей родной стране, но должны теперь платить их в новой стране пребывания. Поэтому изменение благосостояния иностранных рабочих во многом зависит от того, повысилось или понизилось для них налоговое бремя. Кроме того, в каждой стране человек пользуется такими общественными благами, как охрана общественного порядка, услуги пожарных, освещение улиц, охрана окружающей среды и т.д., сто существенно влияет на общий уровень его благосостояния. Однако в разных странах набор и качество этих общественных благ могут оказаться разными. Наконец, в результате переезда в другую страну для рабочего-мигранта могут существенно измениться размеры таких важных трансфертных платежей, как государственные пенсии, пособия по безработице, выплаты по социальному страхованию и др.
Однозначно оценить последствия для мигрантов перехода из одной системы государственных финансов в другую практически невозможно. Иностранные рабочие – это, как правило, выходцы из бедных развивающихся стран. Приезжая в богатые промышленно развитые страны, они обычно сталкиваются с весьма высоким уровнем налогообложения, но одновременно получают доступ к широкому набору общественных благ и к развитой системе социальных гарантий.
Для государственных финансов в стране эмиграции отток рабочей силы означает, с одной стороны, сокращение налоговых поступлений. С другой стороны, снижается нагрузка на государственный бюджет за счёт сокращения трансфертных платежей и социальных расходов. Что касается общественных благ, то расходы государства на их производство обычно очень слабо связаны с количеством потребителей этих благ. Поэтому отъезд части потребителей за границу скорее всего не приведёт заметной экономии бюджетных средств.