Распределение прибавочной стоимости в капиталистической системе

В главе VI «Диалектика прибавочной стоимости» мы рассмотрели, что прибавочная стоимость как стоимость прибавочного продукта существует абсолютно во всех способах производства и во всех экономических системах. Рождение на свет прибавочной стоимости происходит одновременно с рождением обменных отношений между людьми в человеческом обществе.

Капиталистический способ производства и капиталистическое хозяйство отличается от своих предшественников способом распределения прибавочной стоимости между субъектами рынка и между различными социальными группами человеческого общества. Об этом обстоятельстве мы упоминали в главе V «Рождение капитала. Превращение труда в товар». Анализ распределения прибавочной стоимости внутри капиталистического общества является наиболее сложным, и, наиболее подверженным политизации и идеологическим спекуляциям. Но от этого, он становится только еще более интересным и захватывающим. Практически все экономисты, начиная с представителей буржуазной политической экономии и заканчивая апологетами различных современных экономических школ и течений, неоднократно пытались приподнять завесу таинственности и мистицизма, скрывающую секреты распределения материальных богатств в индустриальных обществах. Однако, множество теорий и различных гипотез, которые появлялись на свет одна за другой, были одна другой изощреннее и запутаннее и нисколько не смогли пролить свет на данную проблему. Даже наоборот, все эти научные потуги были настолько отравлены ядом политиканства и классовой идеологии, что еще больше напустили тумана на предмет исследования. Ничто из всего, предложенного до сих пор на суд научной общественности в этом вопросе, не заслуживает сколько-нибудь пристального внимания, и не претендует на научную достоверность и убедительность.

Исследование, проведенное К.Марксом, является самым подробным и тщательным из всех исследований, которые были сделаны до него и после. Маркс вполне убедительно и логично, хотя не без идеологического налета пролетарского экстремизма, доказывал, что капиталистический способ производства является эксплуататорским по своей внутренней сущности. Он настаивал на том, что в капиталистическом обществе вся прибавочная стоимость присваивается классом капиталистов-угнетателей, и в процессе этого присвоения она распадается на три новых типа: на капиталистическую прибыль, капиталистическую ренту и ссудный процент. Однако позволим себе не согласиться с этими утверждением Маркса. Ошибочность его теории исходит из того, что Маркс не понимал и даже отрицал тот факт, что труд в капиталистическом обществе является товаром. Не рабочая сила, и не сам человек, а именно его труд. Согласно нашей теории распределения прибавочной стоимости в капиталистической экономической системе, кратко изложенной в главе V «Рождение капитала. Превращение труда в товар», прибавочная стоимость распадается, прежде всего, на две части: 1) на капиталистическую прибыль; 2) на часть заработной платы. Рассмотрим поочередно эти две части.

11.1. Заработная плата.

Заработная плата – это есть натуральное или денежное выражение цены труда, это есть сама цена труда. На это мы указывали в главе V «Рождение капитала. Превращение труда в товар». Цена человеческого труда, как и цена всякого любого другого товара, определяется его стоимостью и экономическими мотиваторами продавца и покупателя данного товара, т.е. цена труда исчисляется по известной нам формуле

,

где φ – коэффициент ратификации, а W – стоимость товара. Из исследования, проведенного в главе III «Теория экономических мотиваторов», мы знаем, что коэффициент ратификации определяется как отношение суммы экономических мотиваторов покупателей к сумме экономических мотиваторов продавцов. Поскольку мы уже достаточно тщательно изучили категорию стоимости труда, то теперь нам стоит уделить больше нашего внимания проблеме изучения экономического поведения, и проявления экономических мотиваторов всеми сторонами сделки по купле-продаже труда. Напомним, что экономический мотиватор – это есть некоторая психологическая категория, характеризующая стремление индивидуума к совершению сделки в процессе обмена товаров в соответствие с их стоимостями. Для покупателя экономический мотиватор – это стремление купить товар по его стоимости, для продавца – это стремление продать свой товар по его стоимости. Мы определили, что сила экономических мотиваторов каждого из участников колеблется от нуля до единицы. Единице оно равно когда стремление совершить данную сделку по стоимости товара максимально велико и является настоятельной жизненной необходимостью, и равно нулю, когда такое стремление полностью отсутствует, т.е. субъект проявляет полное безразличие к совершению сделки.

Перейти на страницу: 1 2 3 4