Планирование цен
Второй вид плановых индексов изменения оптовых иен — это такие индексы, которые используются при общем пересмотре оптовых цен для отражения в ценах внешних факторов (учет удешевлений и удорожаний). Перспективный же план развития народного хозяйства составляется в неизменных ценах, определенных в результате пересмотра цен.
Перспективное планирование цен, как правило, сопровождается совершенствованием методологии ценообразования. В планируемом периоде могут меняться принципы и методы разработки цен. При пересмотре оптовых цен на промышленную продукцию 1982 г. были изменены принципы определения рентабельности (к собственным затратам) и себестоимости (в нее вошли плата за воду, повышенные отчисления на соцстрах и др.).
Методы определения себестоимости и цен при пересмотре оптовых цен 1982 г. также значительно улучшены — шире стали применяться нормативно-параметрические методы, все более используются при калькулировании эффективные единицы, полнее учитывается в ценах эффективность продукции, улучшено построение прейскурантов и т. д.
Текущее планирование — это осуществление в основном в годовых планах мероприятий по пересмотру цен в отдельных отраслях, определению цен на новые виды продукции и изменению цен на отдельные изделия, разработке и внедрению надбавок (скидок) к ценам за эффективность, качество и заводскую готовность продукции. Текущее планирование цен более гибко по сравнению с перспективным планированием реагирует на изменение условий производства и потребления при реализации народнохозяйственных планов.
В текущем планировании значительное место отводится частичным пересмотрам цен в отдельных отраслях или группах продукции. Результаты таких пересмотров могут учитываться при разработке стоимостных показателей плана. Однако сейчас все больше распространяется практика сохранения стабильных цен до конца пятилетки.
Наиболее распространенной формой текущего планирования является определение цен на новые виды продукции и плановое изменение цен на отдельные изделия. Эта форма текущего планирования цен тесно увязана с народнохозяйственным планом, в котором отражается освоение новой продукции. Таким образом, планирование цен на новую продукцию оказывает влияние на формирование народнохозяйственного плана в стоимостном разрезе.
Разработка и внедрение надбавок к ценам на высокоэффективную, качественную продукцию и скидок на устаревшую, низкокачественную продукцию также находятся в арсенале форм текущего планирования цен. Введение надбавок (скидок), как правило, не влияет на плановые стоимостные показатели производителей и потребителей, т. е. план не пересчитывается с учетом надбавок (скидок). Но фактическое выполнение плана определяется с учетом надбавок (скидок).
Следует отметить, что практически все формы текущего планирования цен заранее предусматриваются при разработке текущих народнохозяйственных планов.
Наряду с текущим планированием цен используются и внеплановые изменения цен в годовых планах. Это связано или с целью устранения ошибок в действующих ценах, или с необходимостью приведения плана к реальным условиям текущего периода, если произошло незапланированное резкое изменение этих условий.
Такие внеплановые изменения цен называются текущим регулированием цен. Если текущее регулирование цен связано с нарушением дисциплины цен, то в народнохозяйственных планах такие
изменения
не должны учитываться. Но они должны отразиться на фактических результатах хозяйственного звена, допустившего нарушение дисциплины цен,