Планирование цен

Второй вид плановых индексов изменения оптовых иен — это такие индексы, которые используются при общем пересмотре оптовых цен для отражения в ценах внешних факторов (учет удешевлений и удорожаний). Перспективный же план развития народного хозяйства составляется в неизменных ценах, опреде­ленных в результате пересмотра цен.

Перспективное планирование цен, как правило, сопровождает­ся совершенствованием методологии ценообразования. В плани­руемом периоде могут меняться принципы и методы разработки цен. При пересмотре оптовых цен на промышленную продукцию 1982 г. были изменены принципы определения рентабельности (к собственным затратам) и себестоимости (в нее вошли плата за воду, повышенные отчисления на соцстрах и др.).

Методы определения себестоимости и цен при пересмотре оптовых цен 1982 г. также значительно улучшены — шире стали применяться нормативно-параметрические методы, все более ис­пользуются при калькулировании эффективные единицы, полнее учитывается в ценах эффективность продукции, улучшено построе­ние прейскурантов и т. д.

Текущее планирование — это осуществление в основном в го­довых планах мероприятий по пересмотру цен в отдельных от­раслях, определению цен на новые виды продукции и изменению цен на отдельные изделия, разработке и внедрению надбавок (скидок) к ценам за эффективность, качество и заводскую го­товность продукции. Текущее планирование цен более гибко по сравнению с перспективным планированием реагирует на изме­нение условий производства и потребления при реализации на­роднохозяйственных планов.

В текущем планировании значительное место отводится ча­стичным пересмотрам цен в отдельных отраслях или группах продукции. Результаты таких пересмотров могут учитываться при разработке стоимостных показателей плана. Однако сейчас все больше распространяется практика сохранения стабильных цен до конца пятилетки.

Наиболее распространенной формой текущего планирования является определение цен на новые виды продукции и плановое изменение цен на отдельные изделия. Эта форма текущего пла­нирования цен тесно увязана с народнохозяйственным планом, в котором отражается освоение новой продукции. Таким обра­зом, планирование цен на новую продукцию оказывает влияние на формирование народнохозяйственного плана в стоимостном разрезе.

Разработка и внедрение надбавок к ценам на высокоэффек­тивную, качественную продукцию и скидок на устаревшую, низ­кокачественную продукцию также находятся в арсенале форм текущего планирования цен. Введение надбавок (скидок), как правило, не влияет на плановые стоимостные показатели произ­водителей и потребителей, т. е. план не пересчитывается с уче­том надбавок (скидок). Но фактическое выполнение плана опре­деляется с учетом надбавок (скидок).

Следует отметить, что практически все формы текущего пла­нирования цен заранее предусматриваются при разработке теку­щих народнохозяйственных планов.

Наряду с текущим планированием цен используются и вне­плановые изменения цен в годовых планах. Это связано или с целью устранения ошибок в действующих ценах, или с необхо­димостью приведения плана к реальным условиям текущего пе­риода, если произошло незапланированное резкое изменение этих условий.

Такие внеплановые изменения цен называются текущим регу­лированием цен. Если текущее регулирование цен связано с на­рушением дисциплины цен, то в народнохозяйственных планах такие

изменения

не должны учитываться. Но они должны отразиться на фактических результатах хозяйственного звена, допу­стившего нарушение дисциплины цен,

Перейти на страницу: 1 2 3 4