Планирование цен
В условиях социалистической экономики процесс ценообразования приобретает плановый характер. Цена становится объектом планирования. Изменение уровней и соотношений цен на конкретные товары, группы продукции и т. д. осуществляется в плановом порядке.
Планирование цен — это плановое определение изменений уровня, соотношений и структуры цен в предстоящем периоде. Научная обоснованность планирования цен во многом зависит от того, насколько глубоко и основательно определены основные закономерности развития экономики в длительной перспективе. Научное предвидение этих закономерностей и анализ различных вариантов развития экономики есть прогнозирование народного хозяйства. Составной частью прогноза народного хозяйства является прогнозирование цен.
Прогнозирование цен — это научное предвидение возможных направлений изменения цен, основанное на учете действия основных ценообразующих факторов в длительной перспективе. Прогноз цен носит вероятностный характер. Прогнозирование цен служит необходимым этаном, предшествующим перспективному планированию цен.
Под перспективным планированием цен понимается разработка планов изменения уровней, соотношений и структуры цен, а также совершенствование методов ценообразования на пятилетие или долгосрочный период.
Перспективное планирование цен может быть среднесрочным, если оно охватывает период в 5 лет, и долгосрочным— 10—15 лет.
Перспективное планирование цен включает разработку основных направлений совершенствования всей системы цен и отдельных ее частей в перспективном периоде; подготовку и проведение реформы цен; планирование пересмотров цен; расчет плановых индексов изменения цен в перспективном периоде; совершенствование методологии ценообразования.
Известно, что цены должны соответствовать реальным условиям воспроизводства, действующему хозяйственному механизму. Условия воспроизводства непрерывно изменяются, хозяйственный механизм постоянно совершенствуется. Цены не могут оставаться инертными к этим процессам. Но чтобы они соответствовали требованиям перспективного периода, и осуществляется разработка основных направлений их совершенствования, которая включает не только планирование количественных изменений цен, но и улучшение методологии их построения.
Одной из важных форм перспективного планирования является подготовка и проведение реформы цен.
Реформа цен — это изменение общей схемы (модели) построения цены в соответствии с принятой концепцией ценообразования. Она, как правило, осуществляется параллельно с существенным изменением всего хозяйственного механизма. К примеру, в середине 60-х годов в народном хозяйстве произошло изменение системы планирования и экономического стимулирования. В качестве одного из основных директивных показателей планирования и оценки деятельности предприятий был установлен показатель рентабельности Рф определенный как отношение прибыли П к стоимости производственных фондов Ф (РФ=П/Ф). Это положение нашло отражение и в ценообразовании — изменилась общая схема (модель) оптовой цены. Если формула оптовой цены выглядела как Ц=С+РсС, то после реформы оптовых цен 1967 г. формула построения оптовой цены стала такой: Ц=С+РфФ.
Основной формой перспективного планирования цен является: планирование пересмотров цен. Пересмотр цен предполагает плановое изменение цен с целью их приближения к ОНЗТ, обеспечения нормальной рентабельности отраслей народного хозяйства, стимулирования научно-технического прогресса и рационального размещения производительных сил.