Труд как товар.
Второе существенное условие, необходимое для того, чтобы владелец денег мог найти на рынке рабочую силу как товар, состоит в том, что владелец рабочей силы должен быть лишён возможности продавать товары, в которых овеществлён его труд, и, напротив, должен быть вынужден продавать как товар самое рабочую силу, которая существует лишь в его живом организме.
Для того чтобы кто-то имел возможность продавать отличные от его рабочей силы товары, он должен, конечно, обладать средствами производства, например, сырьём, орудиями труда и т. д. Сапоги нельзя сделать, не имея кожи. Работнику необходимы, кроме того, жизненные средства. Никто, даже мечтатель, созидающий «музыку будущего», не может жить продуктами будущего, не может жить за счёт потребительных стоимостей, производство которых ещё не закончено; с первого дня своего появления на земном шаре человек должен потреблять ежедневно, потреблять, прежде чем он начнёт производить и в то время как он производит. Если продукты производятся как товары, то после того как закончено их производство, они должны быть проданы и только после своей продажи могут удовлетворять потребности производителя. Ко времени, необходимому для производства, присоединяется время, необходимое для продажи.
Таким образом, владелец денег лишь в том случае может превратить свои деньги в капитал, если найдёт на товарном рынке свободного рабочего, свободного в двояком смысле: в том смысле, что рабочий — свободная личность и располагает своей рабочей силой как товаром и что, с другой стороны, он не имеет для продажи никакого другого товара, гол, как сокол, свободен от всех предметов, необходимых для осуществления своей рабочей силы».[59]
С того момента как человеческий труд превратился в товар, и начинается эпоха капитализма. Труд как товар является обладателем всех свойств, присущих товарам. Он имеет потребительную стоимость, стоимость и цену. Потребительной стоимостью труда является его уникальная способность создавать стоимость. Мало того, он еще и обладает способность создавать стоимость большую, нежели обладает сам. Стоимость любых товаров создается только человеческим трудом и ничем иным кроме труда, но, однако, как только труд превращается в товар, то тут же он обнаруживает эту удивительную способность производить стоимость превышающую свою собственную. Причина обнаружения такой таинственной способности человеческого труда, как мы уже можем догадаться, кроется в энергоэнтропической сущности экономической системы вообще, в трансформации и аккумуляции солнечной энергии в тех продуктах питания и других товарах, которые определяют эквивалент стоимости труда как товара.
Рассмотрим более подробно этот механизм получения прибавочной стоимости и прибыли в условиях капиталистического способа производства. Что же есть такое стоимость труда как товара? Многие экономисты пытались ответить на этот вопрос, в том числе и К.Маркс. Зная, что стоимость любого товара измеряется трудом, то измерение труда трудом Маркс назвал «гнусной тавтологией», но он здесь совсем забыл, что при обмене товаров тоже сравниваются их стоимости, т.е. сравниваются затраты труда с затратами труда, т.е. по его словам опять получается «гнусная тавтология». Этим свои заявлением Маркс, сам того не осознавая, едва не отрекся от своей трудовой теории стоимости. Маркс не понимает того обстоятельства, что при обмене товарами мы все равно, так или иначе, будем труд измерять трудом, но это не есть тавтология, потому что сравниваются между собой разные потребительные стоимости и в процессе обмена должен быть найден общий знаменатель, каковым и является человеческий труд. Стоимость покупаемого количества труда измеряется совсем не этим самым трудом и не этим самым его количеством, а количеством труда, затраченного на производство товаров, компенсирующих количество покупаемого труда. Получается, что конкретный труд измеряется абстрактным трудом. Стоимость труда, как и всякого другого товара, определяется затратами человеческой энергии, необходимой для его производства. Маркс так до конца и не понял, что с первых же страниц своего «Капитала» он, сравнивая различные товары, сравнивал между собой человеческий труд. Теперь же, когда мы имеем дело с человеческим трудом как с товаром, то с одной стороны формулы Т – Т (товар-товар) выступает некоторое количество труда, которое продает рабочий, а с другой стороны некоторые товары, возмещающие затраты данного количества труда. Однако, количество человеческого труда или энергии, затраченного на производство этих товаров по количеству отличается от количества покупаемого труда. Ситуация получается примерно такой, как если бы мы обменивали два килограмма трески на один килограмм камбалы. В этом случае Маркс не назвал бы «гнусной тавтологией» измерение рыбы рыбой. Почему же мы не можем измерять труд трудом?