Труд как товар.
Можем привести еще один абстрактный пример против утверждения Марксом положения о том, что рабочая сила является товаром. Допустим, что некие два рабочих нанялись к определенному капиталисту. Эти два человека имеют абсолютно одинаковые духовные и физические возможности, т.е. обладают равными рабочими силами. Даже если эти рабочие будут использоваться на разных по своим видам, интенсивности и производительности типах работ, например, один из них будет работать у сталеплавильной печи, а второй – вахтером на заводской проходной, то все же, они, согласно логике Маркса, должны получать одинаковое по размеру вознаграждение, т.к. они продали капиталисту одинаковые товары, а одинаковые товары и должны стоить одинаково. Опять мы получаем абсурдный результат.
Предпринимателя при найме рабочих абсолютно не интересует, какой рабочей силой обладает нанимаемый рабочий. Его она интересует косвенно, лишь с той позиции, какое количество труда он может получить от этого рабочего, какое количество стоимости сможет произвести данный работник. Это примерно как при покупке рабочей лошади сначала осматривают ее физические кондиции: рост, осанку, состояние зубов, состояние копыт, возраст. Но покупатель покупает не эти рост, осанку, состояние зубов, состояние копыт или возраст, а то количество лошадиной энергии, которую он сможет получить в течение эксплуатации этого животного. Так и капиталиста вовсе не интересует некая абстрактная способность к труду. Его неизмеримо больше интересует конкретный живой труд рабочего. Кроме того, каждый рабочий получает вознаграждение не за свои способности или таланты, а за затраты своего труда. В противном случае, любой здоровенный бугай-бездельник, всегда и при любых обстоятельствах, получал бы больше обычного, среднего, но трудолюбивого сотрудника. Груда мышц сама по себе не вызывает интереса у капиталиста, его гораздо больше интересует какую стоимость принесет ему труд этой самой груды мышц. Из всего этого следует, что капиталист, все-таки, покупает вовсе не рабочую силу, а сам человеческий труд.
Для капиталистического способа производства характерно существование двух различных по своей экономической сути полюсов. На одном из них сконцентрированы средства производства, т.е. капитал, а на другом – свободный труд. При соединении этих двух полюсов, подобно как при соединении электрических полюсов происходит электрический разряд с выплеском большого количества энергии, то тут тоже происходит определенная реакция, называемая процессом капиталистического производства. Однако, говоря про свободный труд, мы подразумеваем, что он свободен в двояком смысле: во-первых, этот труд свободен юридически, носитель этого труда - есть человек свободный и ни от кого не зависящий и свободный в своем выборе кому продать этот свой товар, он не раб и не крепостной; во-вторых, собственник свободного труда свободен от каких-либо средств производства и, потому не имеющий возможности самостоятельно производить какие-либо товары, т.к. он не имеет к этому никакой возможности. Труд может существовать как товар только при соблюдении двух непременных условий. Первое – это полная свобода владельца труда распоряжаться своим трудом, он должен быть свободным как личность. Он и покупатель (капиталист) вступают между собой в отношения как равные товаровладельцы. Второе – это невозможность собственника труда самостоятельно применять свой труд, он должен быть вынужден его продавать. Теперь уже не сам человек, как это было при рабовладении или при крепостном праве, но его труд становится товаром.
Примерно это же подразумевал и К.Маркс, но только в своих рассуждениях, как мы уже отмечали, понятие труда он ошибочно подменил понятием рабочей силы: «Но для того чтобы владелец денег мог найти на рынке рабочую силу как товар, должны быть выполнены различные условия. Обмен товаров, сам по себе, не содержит никаких иных отношений зависимости, кроме тех, которые вытекают из его собственной природы. А раз это так, рабочая сила может появиться на рынке в качестве товара лишь тогда и лишь постольку, когда и поскольку она выносится на рынок или продаётся её собственным владельцем, т.е. тем самым лицом, рабочей силой которого она является. Чтобы её владелец мог продавать её как товар, он должен иметь возможность распоряжаться ею, следовательно, должен быть свободным собственником своей способности к труду, своей личности. Он и владелец денег встречаются на рынке и вступают между собой в отношения как равноправные товаровладельцы, различающиеся лишь тем, что один — покупатель, а другой — продавец, следовательно, оба — юридически равные лица. Для сохранения этого отношения требуется, чтобы собственник рабочей силы продавал её постоянно лишь на определённое время, потому что, если бы он продал её целиком раз и навсегда, то он продал бы вместе с тем самого себя, превратился бы из свободного человека в раба, из товаровладельца в товар. Как личность, он постоянно должен сохранять отношение к своей рабочей силе как к своей собственности, а потому как к своему собственному товару, а это возможно лишь постольку, поскольку он всегда предоставляет покупателю пользоваться своей рабочей силой или потреблять её лишь временно, лишь на определённый срок, следовательно, поскольку он, отчуждая рабочую силу, не отказывается от права собственности на неё.