Представленная работа состоит из трех разделов. В первом разделе рассматриваются основные понятия ценообразования. Второй раздел посвящен контролю цен, а так же регулированию цен в различных страна
· установление предельных цен и тарифов;
· установление предельных коэффициентов изменения цен;
· установление предельного уровня рентабельности.
Кроме того, можно выделить:
· сопоставимые (неизменные);
· проектные;
· расчетные;
· прогнозные;
· плановые;
· монопольные цены.
В экономическом анализе, планировании и статистике, наряду с действующими фактическими ценами используют сопоставимые (неизменные) цены, использование которых вызвано естественными изменениями многих цен, процессами инфляции.
Проектные цены применяются в процессе проектирования новых видов изделий и объектов для производства вновь осваиваемых товаров, услуг и т.д. С учетом их приближенного, ориентировочного характера часто устанавливается придельный уровень таких цен в виде лимитных цен.
Все виды цен, определяемые посредством расчетов, называются расчетными. В ходе осуществления планово-управленческих работ используются прогнозные и плановые цены на монопольную продукцию (товары, услуги), устанавливаются монопольные цены (тарифы).
В зависимости от места нахождения рынка сбыта цены называют биржевыми, аукционными, комиссионными ценами рынков.
Особую категорию представляют цены неофициального, так называемого «черного» рынка, т.е. цены запрещенных рынков.
В зависимости от времени продажи продукции товара выделяют сезонные цены на плодовоовощную продукцию, одежду, обувь осеннее - зимнего, весеннее - летнего ассортимента и т.д.
Все основные виды цен (оптовые, закупочные, розничные, тарифы на услуги, сметные цены строительства, мировые) могут выражаться в прочих видах цен. Так, сопоставимыми (неизменяемыми) ценами могут быть оптовые, закупочные, розничные, тарифы на услуги, сметные цены строительства и мировые.
Декларирование цен осуществляются путем сообщения в органы ценообразования, местные органы о повышении цен с соответствующей мотивацией и калькуляцией.
Со 2 января 1992 года административное регулирование цен на базе повышающегося коэффициента было введено на основные продукты питания (хлеб, молоко, кефир, творог нежирный, соль, сахар, масло растительное), спирт, водку, спички, лекарства, так же основные виды услуг. Объем этих товаров составлял всего 10% в товарообороте страны.
Местным органом властям разрешалось изменять эти коэффициенты.
С марта 1992 года были отпущены цены на многие товары. Регулирование цен в 1992 и 1993 годах осуществлялось на основе определенного уровня рентабельности. В розничной торговле он был определен в размере 8% к розничному товарообороту, в оптовой – 3% к оптовому товарообороту, а в отдельных отраслях промышленности – в пределах 25-50% к затратам.
7 марта 1995 года Правительство Российской Федерации приняло постановление №239 «О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)», в котором отмечается: «… не применять государственное регулирование цен (тарифов), надбавок для всех хозяйствующих субъектов независимо от их хозяйственно-правовых форм и ведомственной подчиненности, осуществляемое путем установления фиксированных цен, предельных цен, надбавок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности, декларирование повышения цен на все виды продукции производственно-технического назначения и товары народного потребления, кроме указанных в этом постановлении».
В перечень продукции производственно-технического назначения, товаров народного потребления и услуг, на которые государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется Правительством РФ и Федеральными органами исполнительной власти, входят: