Представленная работа состоит из трех разделов. В первом разделе рассматриваются основные понятия ценообразования. Второй раздел посвящен контролю цен, а так же регулированию цен в различных страна
Цена – денежное выражение стоимости. На каждом из развития общества цена играла и играет важную роль в решении производственных, экономических, социальных и политических задач. Она так же значительно влияет на экономическую систему. Цена регулирует как отдельные акты покупки и продажи товаров, так и экономические процессы в целом, включая право, распределение, обмен и потребление благ, оказание услуг. С помощью цен предприятия измеряют и контролируют затраты труда и результаты производств, стимулируют рост и совершенствование производства, а так же улучшают структуру воспроизводства и распределение ресурсов. Цена представляет собой мощный рычаг управления экономикой и орудие конкурентной борьбы, важный экономический инструмент для самофинансирования.
Цены выполняют следующие функции:
· учетно-контролирующую;
· стимулирующую;
· распределительную;
· обменную;
· функцию потребления;
· функцию накопления;
· функцию сбалансирования спроса и предложения;
· социальную;
· политическую.
В основе выполнения ценами учетно-контролирующей функции лежит закон стоимости, отражающий в ценах общественно-необходимые затраты труда на производство и реализацию продукции. В этом случае успешно работающие предприятия возмещают свои издержки и получают достойную прибыль. Если же текущие затраты предприятия превышают цену, соответствующую общим необходимым затратам труда, то производство становиться убыточным. При помощи цен в народном хозяйстве производится учет производства и реализации, контроль затрат и прибыли. Экономически обоснованные цены стимулируют рост производства, расширение и обновление ассортимента продукции, улучшение его качества, повышение эффективности производства. Цены могут оказывать поощрительно или сдерживающие воздействие на производство и потребление разных видов товаров (услуг). Проведенной в Российской Федерации либерализация цен в начале 1992г. показала, что многие свободные цены и тарифы отрицательно сказались на производстве и потреблении товаров и услуг, так как при реформе цен не были учтены многие экономические законы – спроса и предложения, стоимости, антимонопольный закон, а так же конкурентно способных предприятий и другие моменты.
Распределительная и обменная функции цен реализуется в сферах производства и обращения. Роль этих функций состоит в том, что цены участвуют в распределении и перераспределении национального дохода между отраслями экономики, государственными и другими секторами экономики (например, между промышленностью и сельским хозяйством), различным формам собственности, регионами страны, социальными группами населения.
Уровень потребления и уровень накопления зависит от уровня цен. Как известно всякая цена состоит из себестоимости и прибыли. А за счет прибылей создаются различные фонды развития, накопления, потребления, стимулирования и т.д.
Функция сбалансирования спроса и предложения выражается в том, что через цены осуществляется связь между производством и потреблением, между спросом и предложением. Цена сигнализирует о появлении диспропорции в сферах производства и обращении, что требует принятия необходимых мер по их преодолению. При появлении диспропорции в экономике (несоответствие между спросом и предложением) равновесие достигается с помощью цен – путем их повышения или снижения. От уровня цен зависит объем потребления товаров и услуг, уровень жизни населении, прожиточный минимум, потребительская корзина и потребительский бюджет семьи, т.е. социальное положение населения (социальная функция). От решения социальных вопросов зависит политическая ситуация в регионе или в стране некоторых руководителей государства и регионов, использующую ценовую политику в политической борьбе.