Анализ динамики и современного состояния сотрудничества Российской Федерации с системой Всемирного (Мирового) банка
С Северным инвестиционным банком Россия подписала соглашение в апреле 1997 г. Это открыло возможности финансирования приграничных проектов в области экологии. Следует отметить, что этот Банк уделяет особое внимание открытости в осуществлении проектов и проверяет целевое использование предоставленных им средств, что способствует ускорению реализации проектов.
К настоящему времени Российская Федерация является членом десяти финансовых организаций имеющих статус международных (см. приложение 4), а также развивает сотрудничество на государственном уровне с некоторыми другими международными финансовыми организациями на договорной основе.
Противостояние двух систем в середине прошлого столетия, помимо всего прочего, отрицательно сказалось на участии Советского Союза в создании основных структур международной финансовой системы. Государства бывшего социалистического лагеря вынуждены были формировать для финансового обеспечения собственные межгосударственные финансовые институты экономического сотрудничества. С середины 80-х годов в советском руководстве сложилось мнение о необходимости поэтапного присоединения к МВФ и МБРР. Однако в силу идеологических препятствий вопрос оставался нерешенным[26]. Поэтому вплоть до начала 90-х годов использование преимуществ международных финансов ограничивалось получением услуг Международного банка экономического сотрудничества и Международного инвестиционного банка, функционировавших в рамках СЭВ. Позже к ним прибавились Черноморский банк торговли и развития и Межгосударственный банк СНГ (также имеющие статус МФО).
Однако участие в них дает слабый экономический эффект для отечественной экономики. По нашему мнению, назрела необходимость пересмотра государственной политики в отношении такого сотрудничества.
За прошедшее десятилетие место одного из основных международных финансовых партнеров российского правительства и отечественных компаний занял Европейский банк реконструкции и развития
. Следует отметить, что официально ЕБРР приступил к операциям в апреле 1991 г., а в роли одного из его учредителей выступал Советский Союз. ЕБРР представляет собой уникальное сочетание коммерческого банка и банка развития, что отображается в преимущественном направлении его ресурсов в негосударственный или приватизируемый сектор. В связи с этим Банк предоставляет средства на основе проверки надежности проводимых банковских и инвестиционных операций и в пределах времени, необходимого для принятия коммерческих решений[27]. Членами Банка являются не только 58 государств, но и Европейский союз и Европейский инвестиционный банк (ЕИБ).
Основная цель сотрудничества России с ЕБРР - привлечение инвестиционных ресурсов на льготных условиях (с низкими процентными ставками, длительными сроками и льготным периодом возврата долга). За прошедшие годы Банк инвестировал практически во все сектора российской экономики. Большая часть финансирования ЕБРР для России, одобренного в 1991-2002 гг. Советом директоров, приходится на реальный сектор экономики: промышленность - 24.3%, транспорт и связь - 12.1%, электроэнергетика и добывающие отрасли - 26.7%, финансово-банковский сектор - 31.7%, агробизнес- 1.8%, муниципальное развитие - 1.9%.
География инвестиционных проектов ЕБРР широка - от Калининградской области (проект улучшения водоснабжения и водоочистки -16.5 млн. евро) до Камчатки (строительство геотермальной электростанции - 85.6 млн. евро), чему способствует наличие представительств Банка во многих регионах. В 2002 г. годовой объем обязательств ЕБРР в России увеличился на 500 млн. евро по сравнению с 2001 г. и составил 1.3 млрд. евро. Доля РФ в общем объеме операций Банка возросла за год с 22 до 33%. Ресурсы, предоставленные банком, используются для поддержки нефтегазовой промышленности, мелкого и среднего бизнеса.
Например, в 1998 году было предусмотрено получение кредита на поставку технологического оборудования на молочный комбинат «Ставропольский». Однако в связи с финансовым кризисом 1998 года молочный комбинат «Ставропольский» оказался не в состоянии выплачивать сумму кредита, в результате чего ЕБРР прекратил рассмотрение всех ставропольских инвестиционных проектов до урегулирования спорных вопросов вокруг молочного комбината «Ставропольский».
За годы своей деятельности Банк стал крупнейшим иностранным инвестором в частный сектор нашей экономики. По состоянию на конец 2002 г. в общем объеме его операций в рамках подписанных соглашений 81.3% приходилось на частный сектор и только 18.7% - на государственный. Одно из направлений деятельности ЕБРР - финансирование среднего и малого предпринимательства. Специализированный фонд поддержки малого бизнеса (ФПМБ) предоставляет микрокредиты (не более 10 тыс. долл.) и малые кредиты (не более 200 тыс. долл.) предпринимателям из 115 крупных и мелких российских городов. За время своего существования ФПМБ выдал предпринимателям более 107 тыс. кредитов на общую сумму около 1 млрд. долл. Среди его клиентов -предприниматели самых различных областей экономики - от владельцев мелких торговых точек до производителей высокотехнологичного медицинского оборудования.