Анализ динамики и современного состояния сотрудничества Российской Федерации с системой Всемирного (Мирового) банка
Основой сотрудничества России с региональными международными банками развития является ее членство в организациях системы Всемирного банка (ВБ), в первую очередь в Международном банке реконструкции и развития (МБРР), куда она была принята в 1992 г.[23] Двенадцатилетний опыт сотрудничества России с МБРР показывает эволюцию заимствований от полномасштабного финансирования программы социально-экономических реформ к поддержке точечных проектов, включая управление государственными финансами на федеральном и региональном уровне.
Стратегия деятельности МБРР России в 2000-2002 гг. характеризовалась ограниченным объемом нового кредитования, в зависимости от реализации действующих проектов и выполнения макроэкономических программ (в том числе осуществления структурных мероприятий по программам соответствующих бюджетных займов). Среди новых направлений финансирования рассматривались: управление государственными финансами, решение социальных и инфраструктурных проблем, гарантийные операции в лесном и угольном секторах.
В целом на этом этапе сотрудничества в отношениях России и ВБ обнаружились серьезные проблемы, которые проявились в резком сокращении запланированных объемов займов, в трехкратном сокращении ежегодных объемов использования средств по инвестиционным займам; в увеличении сроков подготовки и ожидания вступления в силу уже подготовленных проектов, в частой реструктуризации проектов. Кроме того, темпы реализации проектов, осуществляемых за счет привлекаемых займов, не соответствовали необходимым темпам жизненно важных социально-экономических реформ. Эти проблемы сформировали у представителей различных групп общества неоднозначное отношение к проектам, финансируемым за счет займов МБРР.
Эти проекты охватывают практически все сектора экономики - энергетику, транспорт, финансы, здравоохранение и образование, сельское хозяйство, то есть те отрасли, которые обычно не являются объектом частных инвестиций. Наибольшие объемы предоставленных средств направлялись на мероприятия экономической политики, что объясняется крупными размерами бюджетозамещающих займов.
Портфель реализованных проектов Банка весьма диверсифицирован. В настоящее время в этом портфеле 31% принадлежит энергетике, 19 - транспорту, 12 - финансовому сектору, 11%-городской инфраструктуре.
Взаимоотношения МБРР и РФдовольно часто осложнялись на стадии реализации и реструктуризации проектов. Как правило, осуществление проектов растягивалось на семь-восемь лет при заявленном среднем сроке в пять лет. Ни один из инвестиционных проектов МБРР не завершился в срок, установленный соглашением о займе. На практике каждый из них приходится продлевать один-четыре раза, причем срок каждого продления составляет от нескольких месяцев до двух-трех лет.
К тому же вступление в силу почти всех действующих проектов МБРР после утверждения российского займа Советом директоров задерживалось в среднем на десять месяцев, а самая большая задержка - почти два года - была отмечена в отношении займа на развитие службы занятости и социальной защиты[24]. Это снижает эффективность использования сравнительно дешевых кредитов МБРР.
Последняя Стратегия ВБ для России основывалась на предложенной российским правительством Программе сотрудничества на 2002-2004 гг. Такой подход на стадии программирования стратегического взаимодействия предполагает соответствие политики ВБ социально-экономической ситуации в стране, а также ее согласование с содержанием экономических реформ.
Несмотря на сокращение общего размера портфеля займов МБРР, сотрудничество с Банком в целом способствовало ознакомлению с позитивным международным опытом в различных сферах, внедрению современных социальных, экономических и управленческих технологий, повышению профессионализма широкого круга российских специалистов в процессе совместной работы. Кроме того, без содействия Банка прогресс в законодательных, институциональных и структурных реформах в стране потребовал бы гораздо более длительных сроков.
Став членом МБРР, Россия обрела новый источник финансовых средств. В основном кредиты банка предназначены для создания объектов инфраструктуры. Значительна и доля реабилитационных займов, направленных на восстановление экономики и поддержку экономических реформ в России. В ряде случаев МБРР участвует в капитале российских предприятий, приобретая часть их акций.
За время членства России в МБРР Совет Директоров уже одобрил предоставление Российской Федерации около 11 млрд. долл. США на осуществление 45 проектов.
Россия с 1992 года осуществляла займы у МБРР на финансирование следующих направлений:
- проект «Городское теплоснабжение» - в размере $85 млн. со сроком погашения 17 лет и 5-летним льготным периодом (2001 год);
- проект социального реструктурирования районов Крайнего Севера
в размере $80 млн. со сроком погашения 17 лет и 5-летним льготным периодом (2001 год);