Классификация и функции международных экономических и валютно-финансовых организаций
3. По соотношению объема компетенции, передаваемой государствами международной организации различают:
— межправительственные организации, выполняющие координационные функции, в которых перераспределенная компетенция остается совместной для государства и организации;
— международные организации, выполняющие отдельные наднациональные функции, обладающие исключительной компетенцией по ряду вопросов и ограничивающие функции государств-членов в их решении. Примером может служить обязательность выполнения решений МВФ и Мирового банка в валютно-кредитной сфере для стран-участниц;
— наднациональные организации, созданные для формирования правил, обязательных для государств-членов, и механизмов контроля и принуждения участников к соблюдению этих правил. Подобными функциями наделены наднациональные органы Европейского Союза: Европейский совет, Европейский парламент и др.
4. В зависимости
от сферы международного регулирования международные организации классифицируются как:
— международные экономические организации, регулирующие экономическое и промышленное сотрудничество и отрасли мировой экономики;
— международные экономические организации, регулирующие мировую торговлю;
— международные валютно-кредитные и финансовые организации (Международный валютный фонд, институты Мирового банка и др.);
— международные и региональные организации, регулирующие предпринимательскую деятельность (Межамериканская инвестиционная корпорация —
МАИК, Северный инвестиционный банк — СИБ и др.);
— международные неправительственные организации и объединения, содействующие развитию мирохозяйственных связей (Парижский клуб)[10].
Рыбалкин В.Е. делит международные организации по характеру членства - на межгосударственные и неправительственные. При этом отмечая, что для межгосударственной организации характерны следующие признаки: членство государств; наличие учредительного международного договора; постоянные органы; уважение суверенитета; государств-членов (например, МВФ). С учетом этих признаков он констатирует, что международная межправительственная организация – это объединение государств, учрежденное на основе международного договора для достижения общих целей, имеющие постоянные органы и действующие в общих интересах государств – членов при уважении их суверенитета.
Главным признаком неправительственных международных организаций выделяется то, что, они созданы не на основе межгосударственного договора, членами которых могут быть объединения производителей, компании, фирмы, научные общества и другие организации [11].
Этот же источник с точки зрения порядка вступления в них организации подразделяет на открытые (любое государство может стать членом по своему усмотрению) и закрытые (прием с согласия учредителей).
Независимо от типа международные финансовые организации в современных международных отношениях играют существенную роль как форма сотрудничества государств и многосторонней дипломатии.
Сущность происходящего в международной организации процесса состоит в выявлении интересов членов, их согласовании, выработке на этой основе общей позиции и воли, определении соответствующих задач, а также методов и средств их решения. Основные фазы деятельности организации состоят в обсуждении, принятии решения и контроле за его исполнением. Отсюда вытекают три основных вида функций международной организации:
регулирующие, контрольные, оперативные.
Под функциями следует понимать внешние проявления процессов ее деятельности по выполнению возложенных на нее задач. При этом организация вправе осуществлять свои функции только в пределах закрепленной за ней компетенции.
Регулирующая функция является сегодня наиболее важной. Она состоит в принятии решений, определяющих цели, принципы, правила поведения государств-членов. Такого рода решения обладают лишь морально-политической обязательной силой, тем не менее, их воздействие на межгосударственные отношения и на международное право нельзя недооценивать: любому государству трудно противостоять решению международной организации.