Классификация и функции международных экономических и валютно-финансовых организаций
Институциональная структура международных валютно-кредитных и финансовых отношений включает многочисленные международные организации. Одни из них, располагая большими полномочиями и ресурсами, осуществляют регулирование международных валютно-кредитных и финансовых отношений. Другие представляют собой форум для межправительственного обсуждения, выработки консенсуса и рекомендаций по валютной и кредитно-финансовой политике. Третьи обеспечивают сбор информации, статистические и научно-исследовательские издания по актуальным валютно-кредитным и финансовым проблемам и экономике в целом. Некоторые из них выполняют все перечисленные функции.
Международные валютно-кредитные и финансовые организации условно можно назвать международными финансовыми институтами. Эти организации преследуют следующие цели:
- объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;
- осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;
- совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.
У всех международных финансовых организаций много общего, однако, каждая из них решает свои задачи, поэтому они имеют: различный капитал, свои органы управления (в группе Всемирного банка - частично единые), специфические операционные механизмы и набор финансовых инструментов, разные правила предоставления ресурсов и т.д.; велики расхождения и в стоимости заимствований у них.
Являясь звеньями общей системы, международные финансовые организации
обладают своими
особенностями
, с учетом которых могут быть сгруппированы и охарактеризованы следующим образом:
• бреттон-вудские организации (МБРР и МВФ) по членскому составу являются универсальными, имеют всемирное значение, тогда как остальные образованы либо по региональному принципу (МБЭС, МИБ, МГБ и ЧБТР), либо по другим принципам, хотя и объединяют крупную группу стран (ЕБРР и БМР);
• две международные финансовые организации учреждены с целью межсистемной помощи (МАР -развивающимся странам, ЕБРР - странам с переходной экономикой);
• ЕБРР изначально, путем включения соответствующего положения в свои уставные документы, обусловливал предоставление своих ресурсов странам-членам, отвечающим определенным, в том числе политическим, критериям (они должны быть привержены принципам многопартийной демократии, рыночной экономики и пр.);
• МБЭС и МИБ сейчас практически не ведут основной деятельности, поскольку еще не урегулировали отношения с кредиторами и должниками (крупнейший из последних - Россия). МГБ (имеет малый капитал) осуществляет ограниченный объем операций, возможности же привлечения ресурсов на рынках для него ограничены, ЧБТР лишь только начинает свою работу;
• МБЭС служил своего рода клиринговым центром, МИБ был инвестиционным учреждением, а ЕБРР, МАГИ и МФК специализируются на поддержке инвестиций. При этом ЧБТР задуман как институт одновременно торгового и проектного финансирования, МАР поддерживает проекты развития в ограниченном круге стран-членов на особо льготных условиях.
Другие имеют более глобальные задачи. [7]
Международные финансовые организации, являясь частью системы международных экономических организаций, классифицируются согласно принципам группировки последних. Рассмотрим подробнее. Для чего используем наиболее известные в российской научной литературе классификации.
Международные экономические организации, осуществляющие регулирование в системе мирового хозяйства, можно классифицировать по двум основным принципам: по организационному принципу и по сфере многостороннего регулирования. [8]
Классификация международных экономических организаций по организационному принципу в качестве основы предполагает участие или неучастие организации в системе Организации Объединенных Наций, а также принимает во внимание профиль организаций и цели их деятельности. При таком подходе международные экономические организации можно разделить на следующие группы.