Формы таможенного контроля.
Таможенная ревизия
(ст. 376 ТК РФ) представляет собой форму таможенного контроля, выраженную в проверке факта выпуска товаров, а также достоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении, путем сопоставления этих сведений с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами, с другой информацией таких лиц. В ходе проведения таможенной ревизии осуществляются: - проверка соблюдения мер таможенно - тарифного регулирования, запретов и ограничений, установленных в соответствии с законодательством РФ о государственном регулировании внешнеторговой деятельности; - выявление фактов уклонения от уплаты (неполной уплаты) таможенных платежей, причин и условий, способствующих этому; - выявление признаков преступлений или административных правонарушений в области таможенного дела, их предупреждение и пресечение; - определение текущих и перспективных направлений таможенного контроля за деятельностью участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и иных проверяемых лиц путем использования системы анализа и управления рисками, а также анализа эффективности механизмов таможенного контроля; - создание информационно-аналитической базы результатов таможенных ревизий и формирование на ее основе прогнозов о тенденциях возникновения и развития негативных явлений в таможенном деле (актуализация рисков) для своевременного воздействия на указанные процессы; - получение, обработка и систематизация информации о деятельности проверяемых лиц с целью устранения недостатков в планировании, организации и проведении таможенного контроля подразделениями таможенных органов. Таможенная ревизия проводится подразделениями таможенной инспекции таможенных органов Российской Федерации на основании анализа информации, полученной с использованием системы управления рисками (СУР), а также иной информации производится выбор объекта таможенной ревизии, определяются форма и срок проведения таможенной ревизии и планируется деятельность подразделений таможенной инспекции. ТК РФ устанавливает две формы таможенной ревизии: - общая; - специальная. Порядок проведения таможенной ревизии установлен приказом ФТС РФ от 06.11.2008 N 1378 "Об утверждении Порядка организации и проведения таможенной ревизии". Проведение таможенной ревизии (в общей и специальной формах) допускается только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Общая таможенная ревизия может проводиться таможенными органами у декларантов и лиц, на которые возложена обязанность по осуществлению таможенных операций для выпуска товаров и транспортных средств и не выступающих в качестве декларанта. Общая таможенная ревизия проводится по решению начальника таможенного органа или лица, его замещающего. Перед началом проведения ревизии копия такого решения вручается лицу, у которого она должна проводиться.Основанием для назначения общей таможенной ревизии являются: а) план таможенных ревизий на полугодие, квартал, составляемый с использованием методов анализа рисков, с учетом прогнозирования возникновения правонарушений в области таможенного дела; б) материалы (информация), полученные от структурных подразделений таможенного органа, таможенных, налоговых, правоохранительных и контролирующих органов, которые могут свидетельствовать о недостоверности сведений, указанных в таможенной декларации и иных документах, представляемых при таможенном оформлении; в) поручение вышестоящего таможенного органа, вынесенное на основании применения метода анализа рисков или на основаниях, указанных в пунктах "а", "б".При проведении общей таможенной ревизии таможенные органы вправе получать доступ в пределах своей компетенции к базам и банкам данных автоматизированных информационных систем проверяемого лица с учетом требований законодательства Российской Федерации о защите информации, а также запрашивать и получать коммерческие документы, документы бухгалтерского учета и отчетности и необходимую для проведения таможенной ревизии информацию, в том числе в форме электронных документов, относящуюся к внешнеэкономическим операциям с товарами, а в отношении товаров, ввезенных на таможенную территорию Российской Федерации и являющихся объектами ревизии, и в отношении последующих операций с данными товарами устанавливать сроки (с учетом срока проведения общей таможенной ревизии), место и порядок представления указанных документов и информации, получать пояснения - сведения об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенной ревизии. Проверка должна проводиться в минимальный период времени, необходимый для ее проведения, и не может продолжаться более трех рабочих дней. Проведение проверки не должно препятствовать осуществлению производственной или коммерческой деятельности проверяемого лица (п.2 ст.376 ТК РФ). Повторное проведение общей таможенной ревизии в отношении одних и тех же товаров не допускается (п.2 ст.376 ТК РФ). Основанием для назначения специальной таможенной ревизии являются: а) для декларантов и лиц, указанных в статье 16 ТК РФ и не выступающих в качестве декларанта, - данные, полученные по результатам общей таможенной ревизии или при применении других форм таможенного контроля, которые могут свидетельствовать о недостоверности сведений, представленных при таможенном оформлении, либо о пользовании или распоряжении товарами с нарушением установленных требований и ограничений; б) для таможенных брокеров (представителей), владельцев складов временного хранения, владельцев таможенных складов, таможенных перевозчиков - данные, которые могут свидетельствовать о нарушениях учета товаров, перемещаемых через таможенную границу, и отчетности о них или несоблюдении иных требований и условий осуществления соответствующего вида деятельности, установленных ТК РФ; в) для лиц, осуществляющих оптовую или розничную торговлю ввезенными товарами, - данные, которые могут свидетельствовать о том, что товары ввезены на таможенную территорию с нарушениями требований и условий, установленных ТК России, что повлекло за собой нарушение порядка уплаты таможенных пошлин, налогов или несоблюдение запретов или ограничений, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности, в том числе содержащиеся в материалах (информации), полученных от структурных подразделений таможенного органа, таможенных, налоговых, правоохранительных и контролирующих органов. Проведение специальной таможенной ревизии назначается начальником таможни или вышестоящего таможенного органа или лицом, его замещающим. Решение о проведении специальной таможенной ревизии принимается в письменной форме. Перед началом проведения специальной таможенной ревизии копия такого решения вручается лицу, у которого она должна проводиться. При проведении специальной таможенной ревизии таможенные органы вправе (п.4 ст.376 ТК РФ): - требовать безвозмездного представления любой документации и информации (включая банковскую), в том числе в форме электронных документов, относящейся к проведению производственных, коммерческих или иных операций с товарами, ввезенными на таможенную территорию РФ, и знакомиться с ней; - осматривать помещения и территории проверяемого лица, а также проводить осмотр и досмотр товаров в соответствии с настоящим Кодексом в присутствии уполномоченных представителей проверяемого лица, а в случае проведения таможенной ревизии у индивидуального предпринимателя - в присутствии двух понятых; - проводить инвентаризацию товаров в порядке, установленном для проведения инвентаризации налоговыми органами в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации; - проводить изъятие товаров либо налагать на них арест. Специальная таможенная ревизия должна проводиться в минимальный период времени, необходимый для ее проведения, и не может продолжаться более двух месяцев со дня принятия решения о проведении специальной таможенной ревизии. В указанный срок не включается период времени между вручением лицу требования о представлении документов и сведений и представлением указанных документов и сведений. В исключительных случаях вышестоящий таможенный орган может продлить продолжительность проверки еще на один месяц. Повторное проведение специальной таможенной ревизии у одного и того же лица в отношении одних и тех же товаров не допускается. Результаты проведения таможенной ревизии (в общей и специальной формах) оформляются актом по форме, определяемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела. Указанный акт составляется (п.8 ст.376 ТК РФ): - в день, следующий за днем окончания общей таможенной ревизии; - в течение 10 дней после окончания специальной таможенной ревизии. Форма акта утверждена приказом ГТК России от 16.09.2003 № 1023 "Об утверждении форм документов, используемых при проведении таможенной ревизии и осмотра помещений и территорий, и Инструкции по их заполнению" (зарегистрирован Минюстом России 13.10.2003, регистрационный № 5170). Второй экземпляр акта подлежит вручению лицу, у которого проводилась ревизия. При проведении таможенных ревизий следует учитывать, что в соответствии с пунктом 2 статьи 361 ТК РФ проверка достоверности сведений после выпуска товаров и (или) транспортных средств может осуществляться только в течение одного года со дня утраты товарами статуса находящихся под таможенным контролем.Иные формы таможенного контроля. Проверка документов и сведений. Таможенные органы проверяют документы и сведения(ст. 367 ТК РФ), представленные при таможенном оформлении товаров и транспортных средств в соответствии с настоящим Кодексом, в целях установления подлинности документов и достоверности содержащихся в них сведений, а также правильности их оформления. Проверка достоверности сведений, представленных в таможенные органы при таможенном оформлении, осуществляется путем (п.2 ст.367 ТК РФ): - их сопоставления с информацией, полученной из других источников, в том числе по результатам проведения иных форм таможенного контроля; - анализа сведений специальной таможенной статистики, обработки сведений с использованием программных средств; - иными способами, не запрещенными законодательством РФ. При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе мотивированно запросить дополнительные документы и сведения исключительно в целях проверки информации, содержащейся в таможенной декларации и иных таможенных документах. Таможенный орган запрашивает такие документы и сведения в письменной форме и устанавливает срок для их представления, который должен быть достаточен для этого (п.3 ст.367 ТК РФ) . Следует учитывать, что запрос дополнительных документов и сведений и их проверка не препятствуют выпуску товаров (статья 149), если иное прямо не предусмотрено ТК РФ. Устный опрос.При производстве таможенного оформления товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу, должностные лица таможенных органов вправе проводить устный опросст. (368 ТК РФ; Приказ ГТК РФ от 22.11.1999 N 803 "Об утверждении Типовой инструкции об организации и проведении сотрудниками таможенных органов Российской Федерации таможенного контроля за товарами, перемещаемыми физическими лицами" физических лиц, а также лиц, являющихся представителями организаций, обладающих полномочиями в отношении таких товаров и транспортных средств, без оформления объяснений указанных лиц в письменной форме. Получение пояснений