Методика анализа оборота розничной торговли

При цепном способе каждый последующий показатель сравнивается с предшествующим. В базисном способе каждый последующий показатель сравнивается с одним и тем же показателем, выбранным в качестве базы, например с первым показателем ряда динамики. [15, с. 44]

Сравнением отчетного объема оборота розничной торговли с предыдущим или базисным определяется абсолютное изменение оборота розничной торговли (+;-), показывающее, на сколько процентов изменился оборот розничной торговли в сравнении с предшествующим или базисным периодом.

При анализе оборота розничной торговли по составу осуществляют сравнения фактического оборота розничной торговли с плановым (или значением прошлого периода) оборотом по видам (населению, юридическим лицам), организационным формам, формам торгового обслуживания, формам оплаты. Оценивается степень выполнения плана по составу в абсолютной величине и в процентах.

В качестве продолжения и конкретизации анализа общего объема оборота розничной торговли проводят изучение его также по ассортиментной структуре. [22, с. 14]

Удовлетворение покупательского спроса – главная цель формирования структуры оборота розничной торговли. Он должен не только обслуживать конкретные платежеспособные потребности, но и соответствовать запросам с учетом натурально-вещественной структуры. Анализ структуры оборота розничной торговли позволяет выяснить, в какой мере реализуемые товары соответствуют спросу покупателей по количеству и качеству в конкретных видах и товарных группах.

Структура оборота розничной торговли – это соотношение удельных весов отдельных товаров, их видов или групп в общем объеме оборота розничной торговли.

Методика расчета показателей при анализе общего объема оборота розничной торговли, его состава и структуры, а также во временном и ассортиментом разрезе представлена в табл. 1.4. [10, с. 44]

Таблица 1.4. - Методика расчета показателей, используемых при анализе

оборота розничной торговли

Направление анализа

Методика расчета

Анализ динамики оборота розничной торговли

Анализ динамики общего объема оборота розничной торговли осуществляется за ряд лет в действующих и сопоставимых ценах. Объем оборота розничной торговли рассчитывается путем деления оборота розничной торговли в действующих ценах на соответствующий индекс розничных цен:

(2)

Анализируя динамику оборота розничной торговли, используют показатели « темп роста» и «темп прироста», которые рассчитываются по следующим формулам:

(3)

(4)

Для оценки выполнения плана оборота розничной торговли определяется процент выполнения плана:

(5)

Для анализа оборота розничной торговли в разрезе ассортиментной структуры целесообразно рассчитать коэффициент абсолютных структурных сдвигов в обороте, определяемого по формуле:

(6)

Анализ структурных сдвигов в общем объеме оборота розничной торговли позволяет выявить основные изменения в его товарной структуре и оценить влияние этих изменений на общий размер оборота розничной торговли.

Также для характеристики динамики оборота розничной торговли целесообразно рассчитывать среднегодовой темп роста оборота розничной торговли, определяемого по формуле:

(7)

Окончание табл. 1.4.

Направление анализа

Методика расчета

Анализ ритмичности, равномерности и сезонности продаж

Ритмичность и равномерность продаж характеризует бесперебойность работы предприятия в реализации товаров покупателям.

Ритмичность развития оборота розничной торговли по периодам времени устанавливается отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству.

Коэффициент равномерности:

(8)

Индекс сезонности рассчитывается по формуле:

(9)

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5