Методика анализа оборота розничной торговли
При цепном способе каждый последующий показатель сравнивается с предшествующим. В базисном способе каждый последующий показатель сравнивается с одним и тем же показателем, выбранным в качестве базы, например с первым показателем ряда динамики. [15, с. 44]
Сравнением отчетного объема оборота розничной торговли с предыдущим или базисным определяется абсолютное изменение оборота розничной торговли (+;-), показывающее, на сколько процентов изменился оборот розничной торговли в сравнении с предшествующим или базисным периодом.
При анализе оборота розничной торговли по составу осуществляют сравнения фактического оборота розничной торговли с плановым (или значением прошлого периода) оборотом по видам (населению, юридическим лицам), организационным формам, формам торгового обслуживания, формам оплаты. Оценивается степень выполнения плана по составу в абсолютной величине и в процентах.
В качестве продолжения и конкретизации анализа общего объема оборота розничной торговли проводят изучение его также по ассортиментной структуре. [22, с. 14]
Удовлетворение покупательского спроса – главная цель формирования структуры оборота розничной торговли. Он должен не только обслуживать конкретные платежеспособные потребности, но и соответствовать запросам с учетом натурально-вещественной структуры. Анализ структуры оборота розничной торговли позволяет выяснить, в какой мере реализуемые товары соответствуют спросу покупателей по количеству и качеству в конкретных видах и товарных группах.
Структура оборота розничной торговли – это соотношение удельных весов отдельных товаров, их видов или групп в общем объеме оборота розничной торговли.
Методика расчета показателей при анализе общего объема оборота розничной торговли, его состава и структуры, а также во временном и ассортиментом разрезе представлена в табл. 1.4. [10, с. 44]
Таблица 1.4. - Методика расчета показателей, используемых при анализе
оборота розничной торговли
Направление анализа |
Методика расчета |
Анализ динамики оборота розничной торговли |
Анализ динамики общего объема оборота розничной торговли осуществляется за ряд лет в действующих и сопоставимых ценах. Объем оборота розничной торговли рассчитывается путем деления оборота розничной торговли в действующих ценах на соответствующий индекс розничных цен: (2) Анализируя динамику оборота розничной торговли, используют показатели « темп роста» и «темп прироста», которые рассчитываются по следующим формулам: (3) (4) Для оценки выполнения плана оборота розничной торговли определяется процент выполнения плана: (5) Для анализа оборота розничной торговли в разрезе ассортиментной структуры целесообразно рассчитать коэффициент абсолютных структурных сдвигов в обороте, определяемого по формуле: (6) Анализ структурных сдвигов в общем объеме оборота розничной торговли позволяет выявить основные изменения в его товарной структуре и оценить влияние этих изменений на общий размер оборота розничной торговли. Также для характеристики динамики оборота розничной торговли целесообразно рассчитывать среднегодовой темп роста оборота розничной торговли, определяемого по формуле: (7) |
Окончание табл. 1.4.
Направление анализа |
Методика расчета |
Анализ ритмичности, равномерности и сезонности продаж |
Ритмичность и равномерность продаж характеризует бесперебойность работы предприятия в реализации товаров покупателям. Ритмичность развития оборота розничной торговли по периодам времени устанавливается отношением числа периодов, за которые выполнен план, к общему их количеству. Коэффициент равномерности: (8) Индекс сезонности рассчитывается по формуле: (9) |