Методика анализа оборота розничной торговли
Анализ оборота розничной торговли заключается в выявлении его резервов роста и повышении эффективности деятельности предприятия.
Его целесообразно осуществлять по трем основным этапам: подготовительному, основному и заключительному
. Первоначальным этапом анализа розничного товарооборота является подготовительный,
в ходе которого определяются цели и задачи проведения исследования, осуществляется выбор предмета и объекта анализа, методов его проведения, определяются сроки, исполнители анализа и круг необходимой информации, изучаются его основные предпосылки. [10, с. 40]
Основной целью проведения анализа оборота розничной торговли является изучение возможностей его увеличения и максимизации прибыли на основе оптимизации объема, состава и структуры оборота.
Предметом проведения анализа является оборот розничной торговли, а объектом исследования – конкретное торговое предприятие.
Важным направлением подготовительного этапа является определение круга необходимой для осуществления анализа первичной и вторичной информации. [17, с. 312]
При анализе оборота розничной торговли используется, прежде всего, вторичная информация, включающая в себя:
1) внутренние источники информации:
- бухгалтерская и статистическая отчетность розничного предприятия (баланс, форма № 2 «Отчет о прибылях и убытках», форма № П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», оперативная бухгалтерская и статистическая отчетность и т. п.);
- материалы аудиторских проверок, ревизий и т. п.;
- служебные, докладные записки; материалы производственных совещаний и т. п.
2) внешние источники информации:
- статистические сборники и записки (информация по региону деятельности розничного предприятия об уровне цен, ставок, тарифов; об изменении основных СТЭП-факторов, определяющих условия деятельности розничного предприятия и т. п.); [10, с. 14]
- материалы периодической печати; путеводителей по закупкам, ярмаркам, конференций, совещаний, отраслевые реестры (информация о конкурентном окружении розничного предприятия, о состоянии и тенденциях развития конъюнктуры товарных рынков; о прогрессивных способах и методах товародвижения и продажи товаров и т. д.).
После выявления источников и круга необходимой информации определяются сроки и исполнители проведения анализа розничного оборота. Сроки проведения анализа определяются в зависимости от цели и задач осуществления анализа.
После окончания подготовительного этапа исследователи приступают к выполнению основного этапа
анализа оборота розничной торговли, осуществляемого по ряду направлений: анализ динамики общего объема розничного товарооборота; оценка его состава и структуры по видам продаж, анализ во временном и ассортиментном аспектах, факторный анализ розничного товарооборота, анализ его товарного обеспечения. [10, с. 43]
На заключительном этапе
анализа розничного товарооборота осуществляется SWOT-анализ, в ходе которого определяются сильные и слабые стороны деятельности предприятия, угрозы и возможности в его работе, и на основе проведенного анализа выявляются и обосновываются резервы роста объема розничного товарооборота, оптимизации его структуры и состава. Для достижения выявленных резервов увеличения объема розничного товарооборота разрабатывается план мероприятий, содержащий конкретные рекомендации по росту его объема и рационализации состава и структуры.
Основные задачи анализа оборота розничной торговли сводятся к следующему:
ü изучение выполнения планов оборота розничной торговли во времени; изучение его равномерности и ритмичности;
ü изучение оборота розничной торговли по составу, структуре, формам оборота и др.;
ü изучение, количественное измерение и обобщение влияния факторов на выполнение плана и динамику оборота розничной торговли;
ü выявление путей и возможностей роста объема оборота розничной торговли, повышения качества обслуживания покупателей;
ü разработка оптимальных управленческих решений по развитию оборота розничной торговли торгового предприятия. [9, с. 72]
При проведении анализа оборота розничной торговли могут использоваться как традиционные, так и математические методы экономического анализа. Основные виды традиционных методов анализа оборота розничной торговли представлены на рис. 4.
Рис. 4. Основные виды традиционных методов анализа
оборота розничной торговли
[10, с. 46]
При анализе динамики оборота розничной торговли строится динамический ряд, в котором приводятся данные за ряд периодов, но не менее чем за три периода. Анализ динамического ряда осуществляется цепным и (или) базисным способом.