Проблемы существования СНГ
Одним словом, как выражаются политологи, раскол по этой линии между Россией и Грузией не зависит от того, какой политический лидер будет возглавлять Республику Грузия, так как любой политический режим будет выполнять главную функцию государства по обеспечению своей территориальной целостности всеми способами вплоть до ведения военных действий.
В этой связи было бы ошибочно считать, что М.Саакашвили в силу своего импульсивного и непредсказуемого характера стал главным препятствием в развитии отношений между Россией и Грузией.
При разрешении такого характера политических конфликтов существуют два основных сценария. Один сценарий может ориентироваться на консенсусные механизмы временного замораживания конфликта, а второй сценарий может быть рассчитан, наоборот, на использование силовых механизмов выхода из кризиса. Но конфликт в отношениях между Россией и Грузией из-за юго-осетинского кризиса, связанного с территориальной целостностью Грузии, после августа 2008 года настолько интернационализировался, что превратился из регионального в глобальный. А в таких случаях в процесс урегулирования конфликта уже подключаются другие и по масштабам, и по объемам ресурсы.
Совершенно другой режим отношений может сложиться у Российской Федерации с Грузией после разрыва с ней дипломатических отношений. Этот случай в системе международных отношений уникальный уже по факту сложившейся ситуации и не может вписаться в общий контекст европейского и мирового процесса, когда повсеместно страны ориентируются на открытость и интеграцию в экономической, культурной и политической сферах и даже на ликвидацию государственных границ, например, в Евросоюзе. А в рамках постсоветского пространства, где самой историей создавались условия для интеграции, все делается для создания дезинтеграционных процессов.
Возвращаясь к истории отношений в рамках СНГ, следует заметить, что цель создания Содружества заключалась в том, чтобы начать реинтеграцию во всех сферах общественной жизни между вновь созданными государствами уже в новых условиях и с учетом суверенного статуса бывших республик Союза ССР. Поэтому сама постановка вопроса о существовании СНГ, якобы, только для того, чтобы мирно развести братские республики бывшего союзного государства выглядит не совсем дальновидно. Шанс на реинтеграцию в рамках СНГ для новых государств вплоть до 2000 года был, и, как представляется многим экспертам, этот шанс существует и сегодня. Но для изменения всего вектора отношений между странами СНГ следует изменить не только формат, но и режим отношений со своими соседями.
По мнению многих экспертов, напряженность в отношениях России со странами СНГ связана нередко не с объективными обстоятельствами, а личностными и эмоциональными факторами поведения, прежде всего, политических лидеров этих государств. Как ни странно, именно на это указывали и указывают при переговорах на уровне министров СНГ многие наши партнеры из ближнего зарубежья. В этой связи МИД России и высшему российскому руководству на переговорах следует проявлять сдержанность и действовать всегда, не выходя за рамки протокола, не обижая дипломатов и политиков государств СНГ. Так как именно эти «мелочи» в дипломатической работе нередко могут изменять и вектор переговорного процесса, и его содержание. И если протокольным мероприятиям, например, с США, мы будем присваивать один статус, а с Узбекистаном другой, то это, безусловно, скажется на конечных результатах межгосударственных отношений с Узбекистаном не позитивным образом.
Как известно, внешняя политика любого государства напрямую зависит от состояния демократии в обществе и от модели политического режима. Любые изменения политических режимов государств постсоветского пространства резко меняют их внешнеполитические ориентиры. Яркими примерами этого процесса являются политические шатания Грузии, Украины и Молдовы. Но наиболее сильное влияние на политическую стабильность в постсоветском пространстве, конечно же, оказывает состояние демократии и трансформация политического режима в Российской Федерации. Последние события в Южной Осетии и реакция на них Российской Федерации заставляют государства СНГ по-новому оценивать роль России в Содружестве Независимых Государств. По мнению многих экспертов, любое силовое воздействие России на события в постсоветском пространстве резко подталкивает соседние государства на поиск альтернативных путей развития и отдаляет их от процесса реинтеграции с Россией.