Проблемы существования СНГ
СНГ столкнулось с несколькими проблемами, наиболее существенные три из них. Во-первых, конечно же, значительная часть населения РФ, общественное мнение в целом настроены в пользу того, чтобы препятствовать дальнейшему развалу этой организации или, во всяком случае, дезинтеграции бывшего советского пространства. В бывших советских республиках влияние этого фактора гораздо меньше. Многие страны, которые вышли из СССР, к настоящему времени не испытывают очевидного желания возвращаться в Россию.
Вторая проблема заключается в характере нашего экономического взаимодействия. За последние 15 лет его «градус» значительно снизился. Около 54% внешнеторгового оборота России приходится на страны ЕС; на азиатские страны и на США приходится около 15-20% нашей внешней торговли; следовательно, страны СНГ уже не являются главным торговым партнером России.
Третья проблема заключается в том, что Россия - этот центральный элемент Содружества - весьма опрометчиво ведет свою внешнюю политику по отношению к государствам СНГ. При том, что исторически они чрезвычайно нам близки, их население в подавляющем большинстве знает русский язык, мы по всем статьям проигрываем борьбу за влияние на население этих стран, на их политическую элиту.
Российское общество могло бы потребовать от своего Президента, парламента и правительства добиваться всеобъемлющего характера сотрудничества в рамках СНГ. Пока спектр межгосударственных отношений стран-участниц СНГ, в отличие от других региональных политических и экономических объединений, крайне узок. Конечно, военные ведомства могут отрапортовать о совместных действиях, а крупные корпорации доложить о продвижении на соседние рынки промышленной продукции. Но в массовом сознании такое сотрудничество не выглядит сколько-нибудь впечатляющим; население большинства стран СНГ не видит и не чувствует прямых выгод для себя от тех или иных решений, которые принимают президенты на саммитах СНГ.
Содружество Независимых Государств было создано в 1991 году как политическая структура бесконфликтного перехода к суверенной жизни советских республик. И эту главную функцию, конечно же, СНГ за прошедшие годы успешно выполнило. Серьезных конфликтов между новыми государствами-участниками Договора о Содружестве не было вплоть до августа 2008 года, когда возник серьезный кризис в отношениях между Российской Федерацией и Грузией в связи с событиями в Южной Осетии.
Вместе с тем, все стороны, участвующие в Содружестве, понимали, что есть много проблем, на решение которых лидеры государств-участников СНГ смотрят по-разному. Эти проблемы касаются и экономики, и политики, но особенно сферы международных отношений государств Содружества с третьими странами. Долгие годы у Российской Федерации не было достаточных ресурсов, чтобы стать не только формальным, но и реальным центром притяжения для постсоветских государств. Именно эта причина стала одной из самых главных в процессе демонтажа постсоветской модели отношений бывших союзных республик с современной Россией. А когда Россия, как говорят, «встала с колен» и укрепила свои ресурсные возможности, то уже стало ясно, что в постсоветском пространстве утвердились политические структуры с целями и задачами, далекими от намерений Российской Федерации. Речь идет, прежде всего, о государствах, вступивших в новый политический союз – ГУАМ.
Хотя формально это образование (ГУАМ) нельзя противопоставлять в целом СНГ, вместе с тем, одна из причин, подтолкнувших к объединению Азербайджан, Грузию, Молдову и Украину, совершенно очевидна – это так называемые «замороженные» конфликты на территориях этих государств. Речь идет о карабахском (Азербайджан), абхазском и юго-осетинском (Грузия), приднестровском (Молдова) конфликтах и тлеющем конфликте в Крыму (Украина). От того, в какие сроки и каким образом будут разрешены эти региональные конфликты, во многом зависит состоятельность этих новых государств, с условием или обеспечения их территориальной целостности, или потери части своих территорий. Здесь совершенно очевидным является тот факт, что проблемы территориальной целостности этих государств практически всеми политическими партиями, как в Грузии, так и в Украине, Молдове и Азербайджане, рассматриваются как самые важные.