Риски невостребованности производственной продукции
Недостоверной является реклама, в которой присутствуют не соответствующие действительности сведения в отношении таких характеристик товара, как: природа, состав, способ и дата изготовления, назначение, потребительские свойства, условия применения, наличие сертификата соответствия, сертификационных знаков и знаков соответствия государственным стандартам, количество и место происхождения и др.
В соответствии с законом не допускается также заведомо ложная, скрытая и неэтичная реклама.
Внешние причины риска невостребованности продукции непосредственно не зависят от деятельности предпринимательской организации, хотя в некоторых случаях данная зависимость существует. Например, в результате плохо организованного документооборота на предприятии уведомление потребителю о готовности его заказа отправлено несвоевременно, в результате чего потребитель израсходовал финансовые ресурсы на другие цели и отказался приобретать заказанную продукцию.
К невостребованности продукции приводит нестабильная экономическая ситуация, в частности рост инфляции, что ведет к ухудшению общего экономического положения населения и снижению его покупательской способности. Невостребованность продукции вызывают не только скачки инфляции, но и инфляционные ожидания. В результате опасения роста инфляции товары закупаются впрок еще до момента ее роста, а затем наступает спад спроса на данные товары и его стабилизация. Данный момент предпринимательским организациям необходимо учитывать при планировании объемов производства, чтобы избежать риска.
Политическая нестабильность заставляет предпринимательские организации тщательно изучать и анализировать обстановку в регионах и/или странах нахождения фактических и потенциальных потребителей своей продукции, чтобы правильно спланировать объемы производства и сбыта в «опасных» зонах и избежать возможного риска.
Демографический фактор тоже оказывает влияние на риск невостребованности продукции, особенно если речь идет о продукции, которая рассчитана на определенные демографические группы. Демографический фактор связан с географией распределения потребителей, которая в свою очередь может стать причиной невостребованности продукции. Различные географические регионы предъявляют специфические требования к техническим параметрам изделия, а также к его качеству.
По времени возникновения риска невостребованности продукции можно выделить три возможных ситуации:
• возможность риска выявлена на стадии, предшествующей производству продукции;
• возможность риска выявлена непосредственно на стадии производства;
• возможность риска выявлена на стадии реализации продукции.
В том случае, если риск обнаружен в предшествующем производству периоде, производитель имеет возможность свести ущерб, вызванный риском, к минимуму. Предпринимательская организация может просто не приступать к производству данной рисковой продукции и заменить ее другой. Потери в данном случае ограничатся затратами организации на исследование рынка, разработку рисковой продукции и т. п.
Обнаружение риска непосредственно на стадии производства продукции может оказать негативное влияние на финансовое состояние предпринимательской фирмы, так как в этом случае сумма ущерба включает в себя на только затраты предприятия на разработку данной продукции и исследование рынка, но и издержки на подготовку, освоение, производство и частичную реализацию продукции. Это влияние усилится, если возникает риск невостребованности основной продукции организации, то есть той продукции, которая составляет основной объем производства. В данном случае избежать риска можно путем внесения изменений в дизайн, конструкцию, цену изделия в соответствии с пожеланиями потребителей.
Обнаружение риска невостребованности продукции на стадии ее реализации может привести предпринимательскую организацию к банкротству, так как производство продукции завершено, изменить ничего нельзя, за исключением снижения цены, чтобы хоть как-то возместить потери.