Риски невостребованности производственной продукции
Риск невостребованности продукции может явиться следствием выбора неудачной организации сети сбыта и систем продвижения продукции к потребителю. Эффективность сбыта производимой продукции зависит от сложности канала сбыта: пользуется производитель услугами оптовых и розничных посредников или занимается реализацией товаров конечном потребителю сам. Существует несколько каналов сбыта готовой продукции.
Возможность возникновения риска невостребованности продукции при неэффективной организации сбыта вероятна для следующих ситуаций:
• если производитель опирается на собственные каналы сбыта; руководство фирмы может ошибиться в подборе и расстановке кадров в службе сбыта, неэффективно организовать оплату труда работников службы сбыта, недооценить или переоценить значимость сети штатных региональных и разъездных сбытовых агентов;
• производственная фирма для того, чтобы добиться большей независимости от торговых фирм, образовала собственную сбытовую сеть, однако издержки на ее содержание вызывают снижение объема прибыли либо в расчете на единицу продукции при ее стабильной продажной цене, либо в суммарном выражении при увеличении продажной цены. А это может привести к снижению конкурентоспособности продукции и уменьшению объемов ее продаж;
• в случае предоставления фирмам-посредникам исключительных прав по сбыту продукции на локальном или региональном рынках из-за недостаточной заинтересованности посредника, уровня материальных возможностей, умения посредников снизить объемы продажи продукции фирмы в данном регионе или отрасли;
• даже при наличии спроса на продукцию производственной фирмы, но при отсутствии собственной развитой сети быта и незаинтересованности в организации продаж продукции посредническими фирмами производитель несвоевременно ее реализует и понесет значительные потери.
Следующей причиной возникновения риска невостребованной продукции является неэффективная реклама производимого товара или услуги, например:
• реклама может быть недостаточной или избыточной по интенсивности, частоте доведения ее в различных формах до потребителя;
• реклама может быть недостаточной или избыточной по своему объему;
• реклама может быть неверно сегментирована, то есть неверно распределены различные по содержанию рекламные ролики между различными группами потенциальных покупателей;
• реклама может быть непрофессионально выполнена в результате размещения заказа на нее случайным агентствам (в целях экономии);
• ошибочно могут быть выбраны не самые эффективные для определенного сегмента рынка или для определенной группы потребителей формы рекламы.
Прежде чем принимать какие-либо шаги по организации рекламирования продукции, производственной фирме необходимо определить, с какой целью это делается, ибо неправильно выбранный мотив или рекламный образ могут привести к совершенно противоположному результату по сравнению с ожидаемым.
Существуют некоторые общие принципы создания рекламы, на которых мы коротко остановимся. Прежде всего реклама должна представлять с выгодной стороны продукт не сам по себе, а как средство удовлетворения определенной потребности. Рекламная информация будет более действенной, если она обладает новизной, эмоциональным эффектом. Необходимо разрабатывать рекламу продукции, учитывая жизненный цикл продукции.
Если рекламируемый товар является новым, то потенциальных покупателей необходимо об этом известить, сообщив о его основных и дополнительных потребительских свойствах, способах его применения и т. п., то есть реклама должна носить информационный характер. Такая реклама должна применяться на этапе введения товара на рынок.
На следующем этапе рыночной жизни товара, для увеличения спроса на него используется убеждающая реклама, цель которой — сформировать предпочтение к данному товару, выделить его из всей массы аналогичных товарных предложений.
На этапе рыночной зрелости товара, когда спрос на него относительно стабилизировался или стал несколько снижаться, используется напоминающая реклама, убеждающая потребителей данной продукции в правильности их выбора.
Производственная фирма должна постоянно рекламировать производимую продукцию для поддержания объемов продаж на необходимом уровне и снижения риска невостребованное продукции. Предприятие может самостоятельно разрабатывать рекламу, создав свое специализированное подразделение, либо воспользоваться услугами рекламного агентства. При организации рекламы продукции необходимо руководствоваться украинским законодательством. Так, в соответствии с законом «О рекламе» не допускается недобросовестная, недостоверная реклама. Недобросовестной является реклама, которая дискредитирует юридических и физических лиц, не пользующихся рекламируемыми товарами, содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с товарами других юридических или физических лиц, вводит потребителей в заблуждение относительно рекламируемого товара и т. п.