Анализ объема реализации продукции
Реализованной считается продукция право собственности, на которую перешло к покупателю. Переход права собственности осуществляется в момент отгрузки продукции покупателю. Объем реализации продукции зависит от двух факторов:
количество реализованной продукции в натуральном выражении
средняя цена за единицу продукции
Что видно из формулы:
РП = КП х ЦП,
где РП – реализация продукции
КП - количество продукции
ЦП – цены единицы продукции
К основным задачам анализа относятся:
оценка степени выполнения плана и динамики производства и реализации продукции
определение влияния факторов на изменение величины этих показателей
выявление внутрихозяйственных резервов увеличения выпуска и реализации продукции
разработка мероприятий по освоению выявленных резервов
Увеличить объем реализации продукции можно за счет увеличения
выпуска продукции, и за счет изменения цены. Увеличивать выпуск продукции можно только тогда, когда продукция пользуется спросом на рынке, если имеются средства на сырье и материалы, если позволяет мощность предприятия. Изменение цены на продукцию может являться внутренним фактором, зависящим от предприятия, при условии изменения качества продукции, а может являться и внешним фактором, не зависящим от предприятия, при условии изменения рынка.
Производственная мощность предприятия – это максимально возможный выпуск продукции на единицу времени при определенном уровне техники, технологии и организации производства. Мощность предприятия измеряется в тех же единицах, что и выпуск продукции. Она определяется по мощности ведущих цехов, то есть тех, в которых выполняются основные операции по изготовлению продукции. Производственная мощность не является величиной постоянной. По мере ввода и выбытия оборудования она может увеличиваться или уменьшаться.
При анализе изучается степень использования производственной мощности предприятия. Она характеризуется коэффициентом использования мощности. Этот коэффициент определяется делением фактического выпуска продукции на производственную мощность предприятия. Он должен стремиться к единице. Неполное использование производственной мощности приводит к снижению объема производства, к росту себестоимости, так как больше постоянных расходов приходится на единицу продукции.
Так как мощность предприятия зависит от количества и качества установленного оборудования, резервы улучшения использования оборудования и являются резервами улучшения использования производственной мощности предприятия.
Таблица 1. Анализ производственной мощности предприятия
Показатели |
Январь |
Февраль |
Отклонения +, - |
Темп роста, % |
Мощность предприятия, штук |
450 |
450 |
- |
- |
Количество реализованной продукции, штук |
389 |
367 |
+22 |
94,3 |
Объем рынка сбыта, штук |
480 |
480 |
- |
- |
Коэффициент мощности = Количество реализованной продукции
Мощность предприятия
Январь Км = 389 / 450 = 0,8644
Февраль Км = 367 / 450 = 0,8156
DКм = 0,8156 – 0,8644 = - 0,0488
Коэффициент использования мощности уменьшился в феврале по сравнению с январем на 0,0488. Это негативный момент для предприятия, так как мощность предприятия используется не полностью. Предприятие могло бы производить 450 штук, при эффективном использовании мощности, а производит 389 штук, следовательно, при реализации товаров предприятие недополучило прибыль.
При сравнении мощности с рынком сбыта по данным предприятия можно сделать вывод, что объем рынка сбыта больше чем мощность предприятия на 30 штук, поэтому предприятию следует повысить мощность до рынка сбыта.
У предприятия есть возможность увеличивать объем реализации на 61 штуку, при эффективном использовании производственной мощность предприятия. У предприятия так же есть возможность повысить коэффициент использования мощности на 0,1844, так как этот коэффициент увеличивается, если повышается объем реализации.
Таблица 2. Анализ объема реализации продукции
Показатели |
Январь |
Февраль |
Отклонения +, - |
Темп роста, % |
Объем реализации, тыс. руб. |
2865,0 |
2946,6 |
+81,6 |
102,85 |
Количество реализованной продукции, штук |
389 |
367 |
-22 |
94,34 |
Средняя цена за единицу продукции, руб. |
7365,04 |
8028,88 |
+663,84 |
109,01 |