Сельское хозяйство: оценка современного состояния и перспективы развития отрасли
Специфика рыбного хозяйства предопределяет особенности его вхождения в регламенты ВТО и основные направления повышения его внешнеторгового потенциала. К рыболовству во многих случаях неприменимы общие торговые нормы ВТО, поскольку воспроизводимые объекты морского и речного промысла представляют собой ограниченные естественные запасы, истощающиеся при отсутствии должного контроля [8, с. 55].
Как известно, с 1991 г. российская рыбная отрасль находится в затяжном глубоком кризисе, ее позиции в мире существенно ослабли. Поддержка государства недостаточна, по сопоставимым показателям она в три-пять раз меньше, чем в странах Евросоюза, Норвегии, Республике Корея и др. В составе отрасли действуют более 5 тыс. обособленных и конкурирующих между собой приватизированных предприятий. В условиях присоединения России к ВТО низкая конкурентоспособность многих из них создает угрозу продовольственной безопасности страны в части обеспечения населения рыбой и морепродуктами.
Центральная задача отрасли - техническое перевооружение, развитии обрабатывающих мощностей, особенно для производства филе на экспорт.
Пока же анализ внешней торговли России рыбными товарами показывает низкую ее эффективность. Даже вполне конкурентоспособные пока ещё отечественные производители по разным причинам не могут реализовать свой экспортный потенциал. В этой связи весьма своевременным стало введение государственной монополии на отдельные виды рыбных товаров (осетровых, черной икры и др.).
Повышение эффективности внешней торговли рыбными товарами и защита экономических интересов российских рыбопромышленников предполагают решение ряда экономических и правовых проблем. Во-первых, необходимо дать четкое определение в России понятия «рыбный экспорт», что будет способствовать введению полного таможенного контроля рыбной продукции, выловленной в районах морского промысла и больших объёмах реализуемой за границей. В Приложении 5 приведена структура российского экспорта и импорта рыбных товаров в 2007 г. с учетом поставок из районов морского промысла. Во-вторых, необходимо решить вопрос об обязательном таможенном декларировании в портах России всей рыбопродукции, добываемой в нашей исключительной экономической зоне (ИЭЗ), после чего она может свободно вывозиться и реализовываться. Далее, конкурентоспособность рыболовных компаний России серьезно страдает от явной и скрытой внешнеэкономической экспансии иностранцев. Это добыча иностранными судами в ИЭЗ под российским флагом; фактическая предоплата иностранными фирмами рыбопродукции на условиях кредитования; скупка ими рыбы в районах промысла за наличный расчет с последующим перегрузом на зафрахтованные транспортные суда и вывоз её без таможенного оформления; сдача в аренду российских судов; передача иностранным фирмам квот и права на оперативное управление судами в счет долгов; создание совместных предприятий в целях получения льготных квот, либо перекупка квот у российских предприятий под видом целевых кредитов. В последние годы акции российских рыбопромысловых компаний активно скупаются иностранцами, в первую очередь инвесторами из Гонконга и Кореи. Компании Китая, Кореи и Японии контролируют вылов 65% российского минтая (650 тыс. т). Все это осложняет контроль над внешнеторговой деятельностью, учет валютных операций, использование мер тарифного и нетарифного регулирования внешней торговли.
Для повышения конкурентоспособности российской рыбопродукции на внешнем рынке необходимо расширение отраслевых НИОКР технологического профиля, выбор перспективных демонстрационных проектов по рыбообработке и т.д. Кроме того, российские рыбаки, товаропроизводители и экспортеры должны быть поставлены в равные экономические условия со своими конкурентами из Норвегии, Евросоюза, Японии, Республики Корея и др., где многие годы осуществляется субсидирование на уровне 15-20% стоимости продукции морского промысла. Рыбное же хозяйство России является донором экономики. Отношение изъятий в госбюджет к субсидиям составляло для отрасли в 2001 и 2002 гг. – 3,1; 2003 г. – 4,0; 2004 г. – 3,9; 2005 г. – 3,2; 2006 г. – 3,9; 2007 г. – 3,4. Фактически отечественная рыбная отрасль лишена возможности самостоятельно осуществлять инвестирование, что противоречит принципам рыночной экономики и базовым положениям ВТО [8, с. 59].