Сельское хозяйство: оценка современного состояния и перспективы развития отрасли
Общеизвестно, что, несмотря на почти 10-летний катастрофический экономический упадок, который поразил сельскохозяйственный сектор России, роль его в российской экономике остается значительной. Сопоставление с развитыми зарубежными странами показывает, что в них относительная роль сельскохозяйственного сектора значительно меньше, чем в России. В этих условиях основной вопрос с точки зрения процесса присоединения России к ВТО заключается в том, каким образом можно будет преодолеть отставание отечественного сельскохозяйственного производства в условиях открытия продовольственного рынка зарубежной конкуренции.
В июле 2007 г. постановлением правительства была утверждена государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 гг. В ней устанавливались масштабы финансовой поддержки аграрного сектора, механизмы защиты отечественных сельхозтоваропроизводителей, а также параметры налоговой политики государства. Цели программы - устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения, а также конкурентоспособности отечественной сельскохозяйственной продукции на основе модернизации производства, ускоренного роста ряда подотраслей сельского хозяйства, стабильное воспроизводство земельных и других природных ресурсов земледелия.
Объем финансирования программы из федерального бюджета составлял 551,3 млрд. рублей, из бюджетов субъектов РФ – 544,3 млрд. Кроме того, предусматривается привлечь 311 млрд. руб. из внебюджетных источников. К 2012 г. производство продукции в хозяйствах всех категорий в сопоставимой оценке должно вырасти на 24,1% против 2006 г. Несколько настораживает исчезновение из окончательного текста Программы мер таможенно-тарифного и антимонопольного регулирования, направленности на импортзамещение, а также отсутствие упоминания о защите интересов отечественных сельхозпроизводителей [23, с. 42].
На сегодняшний день сектор уже демонстрирует заметные признаки выхода из длительного адаптационного кризиса и продвижения по пути интенсификации. Производство растет уже 8 лет подряд. В 2007 г. наблюдался рост АПК на 2,8%, рост производства скота и птицы на убой в живом весе (по всем категориям хозяйств) - на 4,8%. Наиболее высокие темпы прироста достигнуты в производстве птицы - около 15% и свиней – 8,7%. Производство молока выросло на 0,8%, в то время как в 2006 г. наблюдалось падение более чем на 3%. Но самым ободряющим результатом стало повышение на 8,5% продуктивности в молочном животноводстве. Средний надой молока составил 3600 кг в год, тогда как самые высокие показатели в советские годы не превышали 2800 кг. Обнадеживающим является снижение темпов сокращения поголовья крупного рогатого скота - более чем в 5 раз за год.
Следует, однако, отметить, что возможности ускоренного развития сельского хозяйства значительно снижаются под действием ряда неблагоприятных факторов. Опережающий рост цен на энергоносители (и промышленную продукцию в целом) по сравнению с движением цен на сельскохозяйственные товары подрывает рентабельность производства. А это консервирует техническую и технологическую отсталость земледелия, препятствует обновлению основных фондов, в первую очередь машинного парка. Относительно низкая заработная плата ведет к оттоку квалифицированной рабочей силы в города.
Далее, как известно, за последние шесть лет Россия превратилась из импортера зерна в его экспортера (показатели экспорта и импорта зерна в России в 2005-2007 гг. представлены в Приложении 4). Однако, несмотря на зерновую специализацию сельского хозяйства, Россия, как и раньше, производит мало зерна в расчете на душу населения – 463 кг в год. Значительная, если не преобладающая, часть зерна направляется на потребление населения, излишек экспортируется. Дефицит мясомолочных продуктов покрывается не за счет собственного производства, а за счет ввоза, прежде всего из США, Аргентины, Бразилии и стран ЕС.