Россия.Развитие России в период промышленного капитализма.
2) Нефтяной район, который складывался вокруг Баку.
3) Текстильная промышленность, машиностроение, химическая промышленность. Прибалтика.
Пореформенный период характеризуется большим притоком иностранного капитала в экономику России. Это связано с дешевизной сырья и с дешевизной рабочей силы. Французский, бельгийский, английский капиталы занимают ключевые позиции в горной и металлургической промышленности Донбасса и Приднестровья. Помимо этого английский капитал занимает значительное место в переработке и добыче нефти в Баку.
В результате промышленного подъема Россия выходит в число стран со средним уровнем экономического развития.
5.
Развитие внутреннего рынка. Железнодорожное строительство.
Развитие промышленности, развитие сельского хозяйства в России означало формирование внутреннего рынка для капитализма. Степень развития внутреннего рынка есть степень развития капитализма в стране. Развитие внутреннего рынка в России шло в 2-х направлениях: «вглубь» - развитие капиталистической промышленности и капиталистического сельского хозяйства, капиталистических отношений в определенной замкнутой территории и «вширь» - именно место распространения капитализма на новые территории (Казахстан, Закавказье).
В пореформенный период в России быстрыми темпами растет товарное обращение. В 1873 г. оно составило 2,4 млрд. руб., в 1890 г – 7,8 млрд. руб., 1901 г. – 12 млрд. руб. Меняются и формы торговли: ярмарки и базары заменяются стационарной торговлей. Возникают товарные биржи, как центры оптовой торговли. За пореформенный период внешнеторговый оборот увеличился в 3 раза, причем основу экспорта России составляли сельскохозяйственные продукты, но Россия вывозила и лес, и нефть. Экспорт хлеба в России увеличился более чем в 5 раз.
Значительные структурные изменения произошли и в импорте, если в 60-70-х гг. импортом обслуживалась легкая промышленность, то в 90-е гг. импортом обслуживалась и тяжелая промышленность.
В пореформенный период в России быстрыми темпами развивается железнодорожное строительство. Выделяют два этапа:
1. 60-70-е гг.
2. 90-е гг.
Железнодорожное строительство преследовало цель соединить промышленные районы и хлебные районы. Были построены такие линии Москва – Курск, Москва – Воронеж, Москва – Нижний Новгород. Сетью железных дорог покрылся Донбасс.