Рефинансирование коммерческих банков
Следует вести жесткий контроль за приростом денежных агрегатов и достижением целевых ориентиров по базовой инфляции. При этом денежно-кредитная политика Банка России не должна характеризоваться механистическим подходом к контролю за предложением денег в экономике и за динамикой валютного курса [5].
Все остальные функции Банка России должны реализовываться только при соблюдении этой первой заповеди. Данное положение необходимо закрепить законодательно, т. е. внести изменения в Закон о Центральном банке РФ.
Основные направления и параметры единой государственной денежно-кредитной политики должны разрабатываться Правительством РФ и также в законодательном порядке утверждаться как минимум на три года.
Ставка рефинансирования должна стать эффективным инструментом политики и оказывать непосредственное влияние на стоимость заемных средств на межбанковском рынке.
Политика Банка России по вопросу обязательного резервирования должна быть направлена на приближение к общемировым нормам и стандартам. Главное, чтобы размеры и порядок формирования обязательных резервов не были существенным ограничителем кредитных возможностей коммерческих банков. Однако снижение норм обязательных резервов по срочным вкладам будет возможным в условиях расширения активности коммерческих банков в области долгосрочного кредита и уменьшения рискованности банковского кредитования [2].
Следует усовершенствовать систему рефинансирования коммерческих банков, чтобы она не сдерживала коммерческие банки в увеличении объемов кредитования, а стимулировала расширение кредитования реального сектора экономики. Надо переломить негативную тенденцию превышения объема заимствований на зарубежных рынках над объемом заимствований внутри страны. Правительству необходимо рассмотреть вопрос возможного введения нормативных ограничений на осуществление внешних заимствований государственных компаний и предприятий с существенным государственным участием и замещение их внутренними заимствованиями [2].
Операции на открытом рынке, позволяющие эффективно управлять объемом денежной массы из единого центра и соответственно влиять на динамику роста цен, должны наконец занять достойное место в арсенале антиинфляционных механизмов Банка России.
Целесообразно стимулировать сбережения населения и создавать условия для расширения частных инвестиций в финансовые инструменты, в том числе государственные и корпоративные ценные бумаги.
Для широких масс населения России одним из инструментов защиты от инфляции могли бы стать индексируемые государственные облигации, купонные выплаты и выплаты, основные суммы которых автоматически увеличивались бы на величину изменения индекса потребительских цен.
В долгосрочной перспективе России необходимо создавать функциональную систему поддержания уровня инфляции в заданных параметрах и функциональную систему стимулирования экономического роста. Такие системы позволят в режиме саморегуляции решать указанные задачи.